Найти тему

Где пригодится верба? Вербное воскресенье: традиции и приметы

Оглавление
Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим

Православный календарь

Вербное воскресенье – воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскрешения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев [1].

Народный календарь

Вербное воскресенье
Вербное воскресенье

В России, где не знали, что такое пальмы, и где к Вербному воскресенью весна ещё не вступила в свои права, а на большей части территории пока лежал снег, в роли пальмы выступила верба - единственное дерево, в эту пору напоминающее о близкой весне своими распушенными почками - вербными барашками.

У русских всё Вербное воскресенье проходит под знаком освящённой вербы. Принесёнными ветками освящённого деревца украшали дома и храмы. Растение целиком и особенно его серёжки, распустившиеся почки повсеместно считались целебными, надёлёнными удивительной силой.

По воспоминаниям многих ярославских крестьян, в XIX - первой половине XX столетия в Вербное воскресенье бабушки обязательно запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали их скотине. В костромских селениях пекли барашки - печенье в форме вербных почек. По народному верованию, если съесть девять вербных серёжек, то это предохранит от лихорадки. Почки освящённой вербы советовали есть бесплодным женщинам.

Веточки вербы, принесённые из храма, обыкновенно хранили за иконами, прибегая к их помощи в некоторых трудных случаях, например при сильной летней грозе с градом. Веточки выбрасывали во двор в полной уверенности, что от это гроха потеряет силу и прекратится град [2].

В Вербное воскресенье крестьяне, во время утрени, молятся с освященной вербой и, придя домой, глотают вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Детей своих (а также и скотину) крестьяне слегка хлещут вербой, приговаривая: «Не я бью — верба бьет, верба хлесть бьет до слез». В этот же день бабы пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегут до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускают на воду», или втыкают под крышу дома, с тою целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах, как, например, в Козловском уезде (Тамбовской губ.) существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы.

В том же Козловском уезде, распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость. В уездах же Темниковском и Ельтомском, той же Тамбовской губ., советуют всем неплодным женщинам есть почки освященной вербы уверяя, что после этого женщина непременно начнет рожать детей [3].

Вятские жители тоже верили в магическую силу освящённой вербы: веточки вербы подтыкали под дверь, чтобы молния не попала в дом. Почки вербы, покрытые пухом, опускали в воду и кропили ею всё во дворе - хозяйственные постройки, скотину. Придя от заутрени, хозяин бросал веточки вербы в корм домашнему скоту: считалось, что освященная верба предохраняет животных от падежа и способствует их размножению. Несколько веточек втыкали под крышу хлева - от пожара, а также чтобы скотина не только была здорова, но и не терялась в лесу. Отдавая вербу корове, в вятских деревнях говорили: Знай свой дом! Куда ни пойдёшь, ко мне возвращайся. Тут стоишь, тут и будешь стоять! [2]

Пословицы и приметы

Верба хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет.

Верба красна — бьет напрасно; верба бела — бьет за дело.

На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут (Новгор.).

Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут (Яросл.).

Лазарь, Лазарь, приди нашего киселя есть (говорят в Лазарево воскресенье) [4].

Вербица холодная – к урожаю [5].

Примечания

1. Третьякова О. Русский народный календарь
2. Некрылова А. Русский традиционный календарь
3. Максимов С. Нечистая сила
4. Даль В. Пословицы русского народа
5. Рыженков Г. Народный месяцеслов

Народный календарь, народные приметы в Вербное воскресенье, поверья Вербного воскресенья, суеверия Вербного воскресенья, что можно делать в Вербное воскресенье, что нельзя делать в Вербное воскресенье