"В семье существует три сферы борьбы за власть: деньги, секс и воспитание детей. Эта конкуренция бывает открытой и тайной, но если о воспитании детей спорят, о сексуальных проблемах пытаются говорить, то финансы остаются почти интимной внутрисемейной темой.
В наше время деньги стали символом очень многих явлений – любви, свободы, безопасности. Они – универсальный измеритель. С помощью денег можно продемонстрировать тепло и заботу, дав их или купив что-то необходимое. Деньги могут быть средством выражения глубокой духовности, когда используются во благо других. Но с использованием денег также связана ненависть, презрение, когда финансы контролируют, швыряют их в лицо, ограничивают к ним доступ. Они могут стать орудием экономического насилия, отвержения, ограничения. О
деньгах говорят как о людях: «Ненавижу деньги»; «Хочу много денег»; «Он любит деньги больше, чем родную мать».
Когда мы обнаруживаем семейные тайны, связанные с деньгами, нам приходится искать
ответы на ряд вопросов.
1. Открыто ли в этой семье говорят о деньгах?
2. Что в данной семье символизируют деньги?
3. Сколько денег хотели бы иметь в этой семье и сколько имеют в реальности?
4. Каковы внутрисемейные балансы в отношении денег: кто кому и что должен?
5. Справедлив ли финансовый обмен внутри семьи?
6. Какую тайну, связанную с деньгами, скрывает семья?
7. Как в семье объясняют проблемы, касающиеся денег?
8. Что семья хочет изменить в отношении денег?
Достаточно типичными вариантами, приводящими к тому, что тема денег в семье становится тайной, являются следующие.
1. Кто-то из членов семьи заработал много денег, однако об этом нельзя говорить открыто, и
семья вынуждена скрывать свое богатство, как подпольный миллионер Корейко.
2. Кто-то из семьи заработал деньги нечестным путем (посредством обмана, убийства, ограбления). Особенно болезненные ситуации возникают, когда объектом этой манипуляции были родственники.
3. Кто-то из членов семьи потерял много денег/ лишился всего.
4. Вместе с большими деньгами в семью пришло какое-то несчастье (кто-то тяжело заболел, умер, изменился). В этой ситуации часто наблюдается амбивалентность: одновременно
есть и потребности, которые можно удовлетворить, только хорошо зарабатывая, и страх, что
опять придется кем-то или чем-то жертвовать."