Совсем скоро, 5 мая, православные абаканцы будут отмечать свой главный праздник – Великую Пасху. Воцерковленные горожане хорошо знают историю и понимают суть этого торжества. Широкому кругу наших читателей «Абакан» решил напомнить о том, почему Пасха считается главным праздником православной церкви.
Что такое Пасха
Пасха – главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Пасха – это праздник Воскресения Христова.
Это переходящий праздник, дата вычисляется по лунно-солнечному календарю в промежутке между 4 апреля и 8 мая. От дня празднования Пасхи зависят даты всех связанных с нею праздников и постов.
Воскресение Христа – центральное событие всей Священной истории. О нем повествуют все четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом.
В пятницу Страстной седмицы – Страстную, или Великую пятницу – Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в гроте – пещере, которая находилась рядом с Голгофой, горой, где совершались казни (распятия).
В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина и другие женщины пришли к пещере, чтобы омыть и умастить благовониями тело казненного Христа. Этих женщин в Церкви принято называть женами-мироносицами. Преданные Господу ученицы обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а сам гроб пуст. Им явились два ангела и возвестили воскресение Христа: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?»
«Пятое Евангелие» – так называют Туринскую плащаницу (погребальные пелены Христа). На ней отобразились тело и лик Христа в момент воскресения. На ткани видны раны от гвоздей, шипов тернового венца, следы плети и рана от копья.
Воскресение Христово – это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
Почему праздник называется Пасхой
Слово «Пасха» буквально переводится как «прохождение мимо, прехождение, избавление». Праздник Воскресения Христова получил название «Пасха» от еврейского праздника Пасхи. Песах у иудеев посвящен Исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Эти события описаны в Ветхом Завете.
Почему христиане взяли название иудейского праздника? Дело в том, что события Страстной седмицы – предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие – произошли накануне еврейской Пасхи. А воскресение Христово – в ночь на Пасху.
Икона праздника
На иконе Воскресения Христос выводит из бездны ада первых людей – Адама и Еву, а вместе с ними и всех ветхозаветных праведников. В руке Спаситель держит Крест – как знамя победы, отворившее двери ада для всех, кто захочет последовать за Ним.
Разрушение ада символизируют сломанные врата и замки под ногами Христа. Смерть пришла в мир через грехопадение первых людей. Адам и Ева нарушили заповедь, данную Творцом, и были изгнаны из рая. Непослушание прародителей обрекло на смерть всех их потомков. Но люди не остались без надежды на возвращение. Бог обещал им, что смерть будет побеждена. С тех пор все праведники жили ожиданием пришествия в мир Спасителя.
Пасха – праздник, учрежденный в память избавления иудейских первенцев от смерти. В тот день иудеи закололи и съели ягненка, а его кровью помазали косяки дверей своих домов. Ангел Господень, убивающий всех первенцев земли египетской, прошел мимо их жилищ, не причинив им никакого вреда. Как иудеи, избавленные от смерти кровью невинного ягненка, бежали из плодородной, но убивающей их народ страны, так и христиане получают избавление от смерти Кровью Спасителя.
Христос победил смерть Своею смертью и воскресением. До пришествия Спасителя двери рая были закрыты: все люди – и грешники, и праведники – после смерти попадали в преисподнюю. Но когда безгрешный Бог принял на себя смерть и спустился во ад, ад не смог его удержать. Христос вывел оттуда всех праведников и раз и навсегда открыл двери для всех, кто захочет последовать за Ним.
Празднование Пасхи
Богослужение Пасхи – самое торжественное. Почти все молитвы поются, а сам праздник заканчивается только через неделю, в день, посвященный уверению апостола Фомы.
Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо. Все это время в церкви звучит торжественный пасхальный канон – творение преподобного Иоанна Дамаскина, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуют друг друга христиане в течение всего времени празднования Пасхи. Традиция христосования основывается на событиях, описанных в Евангелии, когда жены-мироносицы пришли к апостолам с известием о воскресении Христа.
О традиции красить яйца
Традиция красить яйца на Пасху основана на легенде: святая Мария Магдалина пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию. Чтобы не входить к нему с пустыми руками, принесла в подарок куриное яйцо. Император сказал ей, что легче этому яйцу стать из белого красным, чем ему – поверить таким небылицам. И яйцо в его руках сделалось красным.
Цитаты о Пасхе
«Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами и, обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном», – свт. Иоанн Златоуст.
«Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы. Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова», – свт. Лука, архиепископ Крымский.
По материалам православного журнала «Фома»
и просветительского интернет-портала «Азбука веры»
Подготовила Ольга ПЕТРОВА