Реком. Кому не стоит посещать святилище в горах Осетии?

807 прочитали

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она выводит к стрелке Цейдона и Сказдона у подножья незыблемой скалы Монах (2757м).

Влево от этого кадра, на Сказдон, мы ещё доберёмся, а вот Цейдон справа так и остался в стороне. Быть может, зря - в верховьях речки, под горами Уилпата (4648м, север), Дубльпик (4580м, запад) и Чанчахи (4450м, юг) лежит весьма внушительный (длина 9 километров, площадь 9,7 км²) Цейский ледник, который называют ещё самым доступным на Северном Кавказе: он спускается до высоты 2,2 километра, а 5-километровая тропа к нему по силам даже детям.

Впрочем, о том, что в горах расслабляться не стоит, напоминают по дороге странные руины наподобие бельгийских домов Нузала и Садона. На самом деле это всё, что осталось от альплагеря "Медик" (1937), в 1953 году погребённого под селевым потоком вместе с девятью людьми.

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...

Ну а развилку от мостика до мостика хитро опоясывает тропа, пересекающая на левом берегу Цейдона святилище Реком - самое чтимое во всей Осетии. Осетины, культурно отдыхавшие на одной из турбаз, пояснили, что мужчинам лучше туда заходить сверху, а женщинам - снизу, тем более им в основную часть святилища нельзя.

На её нижнем краю мы с Наташей и договорились встретиться - благо, с обеих сторон граница обозначена доходчиво. Сверху, только перейти Сказдон, тропа идёт высоким берегом Цейдона:

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-2

Почему свят Реком, когда он появился и что значит само его название - нет ни фактов, ни легенд. Ближайшая гласит о Батрадзе (Бетрозе), сильнейшем воине всех времён, сыне местной царевны-лягушки из племени водяных людей Бицента, которую носил за пазухой Хамыц, брат-близнец прародителя нартов Урызмага. Батрадз родился из его спины и был закалён небесным кузнецом Курдалагоном в пламени из угля зальских змей (драконов) и молоке волчицы, и от того его кожа превратилась в булат. Жил он то на небесах, то в море, а на земле появлялась лишь тогда, когда нарты не справлялись сами - ибо был он настолько сильнее всех нартов, что мог разметать их по свету, просто случайно чихнув.

Более того, рождённый парадоксально, не по воле единого бога Хуацао, Бетроз считался бессмертным, ибо и жизнь его Господь не мог забрать. В своих подвигах и защите людей и нартов он в итоге бросил вызов богам и чуть не устроил геноцид на небе, убив сыновей самих Уастырджи и Уациллы... Хуацао пытался остановить его мешочком, что тяжелее, чем вся Земля; нитью, что длиннее, чем все корни растений, и наконец - взорвал над ним сверхновую: по крайней мере в астрофизике когда солнце за день испускает больше света, чем за всю свою историю - это называется так.

Если нарта Сослана Курдалагон закалил, держа за колени, по которым в итоге проехалось разумное Колеса Балсага, то Бетроза кузнец держал, гм, наподобие петрушки. Неуязвимый снаружи, от такого жара герой сгорел изнутри, ну а Господь, видя финал, лишь пролил на Землю три скупые слезы. Там, куда они упали, и появились три святилища - Реком, Сидан (Мыкалгабырта) и Таранджелоз. Наука теперь отождествляет их всё с древнеарийскими кастами: дзуары воинов, мудрецов и тружеников соответственно.

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-3

Кому был посвящён Реком - также неведомо: сейчас, просто как подобное с подобным по статусу, его считают конечно святилищем Уастырджи, но самая красивая гипотеза возводит его название к Аресу, скифскому богу войны, который застолбил себе плацдарм и на Олимпе: изначальное Ареком значило примерно Аресово ущелье или даже Клинок Ареса.

Впрочем, скифскую эпоху Реком не застал: как считается, ледники из двух ущелий смыкались тогда у подножья Монаха. Но за свою историю он не единожды горел, отстраивался примерно по мотивам предыдущего, и вероятно - на новых местах. На своём теперешнем месте Реком стоит с 14-15 столетий, когда аланы окончательно освоились в горах и стали забывать о том, что где-то далеко есть плоскость. Даже реликвией его, при Советах попавшей в музей Алагира и сгинувшей в оккупацию, считались доспехи последнего аланского царя Ос-Багатара...

Последний раз Реком горел в 1995 году, но его допожарный вид, минимально отличный от нынешнего, во Владикавказе любовно воссоздан в музее:

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-4

Предания гласили, что Реком построен из того дерева, что не гниёт и почти не горит. Возможно, это относилось к позапрошлому зданию, разрушенному каким-нибудь селем - под эти свойства на Кавказе подходил лишь тис, леса которого уже несколько веков как исчезли. Но есть и другие чудо-деревья: нынешний Реком в сердце Кавказа отстроили в том же 1995 году из сибирской лиственницы.

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-5

И это действительно уникальный памятник российского деревянного зодчества - не церковь, не мечеть и даже не дацан, но храм иной религии. При взгляде на его архитектуру, тем более вписанную в совершенно норвежский пейзаж, невольно начинаешь верить, что Асгард - и правда страна асов, чьи вожди Один и Тор в годы Великого Переселения народов добрались до Скандинавии.

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-6

Главное украшение Рекома - байраги, "драконьи" выступы по бокам, украшенные фигурками птиц. Последних нет на старых рисунках и фото - но о том, что когда-то они были, помнили дзуаралаги (храните святилищ), сказители и старики. Что за птицы тут должны быть - учёные долго спорили, сойдясь на том, что это либо ястребы (тотем Батрадза), либо соколы (так как ещё одна версия названия - Уариком, то есть Соколиное ущелье). Ну, и немного фениксы - воссоздавая дзуар из пепла, осетины вернули их на свои места. А я лишь на фото заметил, что у каждого байрага - свой узор:

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-7

Над дверью - кресты необычных форм, возможно пережившие пожар вместе с её обшивкой. Они же - на символе "Три слезы Бога": каждое из святилищ обозначалось своим крестом, и тут верхний относится к Сидану, а правый - к Таранджелосу. Ну а у Рекома - самый сложный крест, который в описаниях дзуаров называют почему-то "двусторонней cвacтикой".

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-8

Запертое здание окружает поляна в форме лестницы - кувандон (святое место) куда обширнее своего основного дзуара. Каменные стены остались, вероятно, от паломничьих домов, так как праздники тут длились долго:

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-9

Вокруг - Симд-Фаз, то есть Поляна Танца. Самый известный осетинский танец - массовый круговой симд, сложность которого измерялась этажностью: иногда его танцевали вот так!

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-10

Но только на Рекоме умели Трёхэтажный Симд - кажется, самое сложное действо во всей хореографии Кавказа. Ещё - трижды подкидывали всем народом быка, прежде чем принести в его жертву. Увы, секрет священного танца позабылся при Советах, да и Симд-Фаз завалилась камнями и лесом заросла.

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-11

Отсюда же открылся вид на Сказку - так называется вон тот ледник, однако сказочная красота не при чём - в основе тут осетинское слово. Приглядевшись в ультразум, я обрадовался - несмотря на погоду, канатная дорога Сказского ущелья везла людей на Зелёный холм:

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-12

Ниже по тропе - ещё пара небольших дзуаров:

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-13

В том числе Девичье святилище: в отличие от основного дузара, который мужчины трижды обходят по часовой стрелке, этот женщины обходят против часовой и в конце шепчут желание в оконце. В идеале - босиком, и по крайней мере именно так на большие праздники к Рекому идут с тремя пирогами паломники.

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-14

Пока Наташа ждала меня, к одному дзуаров подошли двое мужчин, налили в рог алутон (осетинское безалкогольное пиво), воздели с какой-то молитвой, и выпив, собрали поднесённые кувандону монетки. Я застал только группу с гидессой и даже кое-что почерпнул от неё, хотя в целом исчерпывающее описание Рекома приводится на сайте "Цея".

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-15

Тот дзуар, что на двух прошлых кадрах, сверкает новизной. Судя по всему, он и был обновлён недавно, а брёвна старого святилища заботливо сложили чуть поодаль:

На последних километрах Цейского ущелья, что в горах Северной Осетии, всё чаще мелькают турбазы (а вот поесть на них толком негде), за мостом через Цейдон с дороги пропадает асфальт, а сама она...-16