После того как Баку стал строить мосты через реку Араз (Аракс) на иранской границе, и начал работ по расширению пропускной способности ж/д ветки через Грузию, вопрос Зангезурского коридора несколько спал с повестки.
По крайней мере для Азербайджана.
Его упоминание практически выпало из риторики первых лиц страны, хотя несомненно это самый удобный и выгодный маршрут в Нахчыван.
Последнее российское заявление на высоком уровне по коридору было сделано тоже достаточно давно — 18 января.
На уровне вице-премьеров тема поддерживалась, но это были технические интервью, а не политические заявления.
После Москвы
Во время встречи президентов России и Азербайджана тема транспортного коридора была одной из самых обсуждаемых. Так это представляется, если судить по информации ставшей доступной публично.
Правда все концентрировалось вокруг маршрута "Север-Юг" насчет которого у двух стран грандиозные планы.
Однако, не вызывает сомнения, что за закрытыми дверьми шел разговор о коридоре через Армению, который более значим для Москвы и Баку по множеству причин.
То что эта часть переговоров не попала в публичное поле, как раз говорит о том, что в этом направлении разыгрывается какая-то комбинация.
Подтверждением этому могут служить слова Ильхама Алиева сказанные на следующий день после возвращения из Москвы, на международном форуме «СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана».
Зангезурский коридор в новом свете
Коридору через Армению Президент Азербайджана уделил много времени. Это был самый объемный ответ во время общения с участниками форума.
Чтобы было понятно вот фрагмент стенограммы по нему:
Причем заключительный абзац был посвящен российско-азербайджанским отношениям, что никак не вытекало из общей канвы ответа:
Намек на то, что все сказанное согласовано с Москвой?
А вот, что сказал Алиев по Зангезурскому коридору (тезисно):
...это четко отражено в трехстороннем Заявлении, подписанном 10 ноября 2020 года. Да, слово «Зангезурский коридор» не упоминалось, но говорилось, что связь должна быть. Должно быть установлено транспортное сообщение между восточной частью Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой, контроль над которым обеспечивают российские пограничные силы. Это подписали Президент Путин, премьер-министр Пашинян и я. Вот уже более трех лет Армения фактически нарушает это положение. И опять же, они сами это подписали, и теперь хотят избавиться от этого пункта, но это невозможно. Они просто блокируют возможность строительства этой сухопутной связи с Нахчыванской Автономной Республикой, и такое поведение, конечно, очень разочаровывает.
...После этого наряду с автомобильным мостом мы планируем построить железнодорожный мост в Иран, а затем обратно в Нахчыван. Это позволит нам и другим странам использовать эту дорогу для перевозок в направлении Персидского залива. Это будет ещё одним продолжением транспортного маршрута Север-Юг, потому что он будет идти в Нахчыван в обход Армении, затем продолжится через Джульфу в Иран, соединившись с иранскими железными дорогами. Также существует план, о котором уже объявило турецкое правительство - построить железнодорожное сообщение между Нахчываном и Карсом. Это также будет частью транспортного коридора Восток-Запад.
...К сожалению, они пытаются обсуждать это с разными странами, расположенными очень-очень далеко от региона, но когда дело доходит до дела, с нами это обсуждать не хотят. Наша позиция очень ясна: трехстороннее Заявление должно соблюдаться, а сухопутный доступ из материкового Азербайджана в Нахчыванскую Автономную Республику через Армению должен быть обеспечен международным механизмом контроля и безопасности. Если они сейчас по каким-то причинам не хотят, чтобы это была российская пограничная служба, они должны это открыто сказать. Но опять же, это то, что они подписали сами, и они должны уважать свою подпись.
Вот это "должен быть обеспечен международным механизмом контроля", с требованием к Еревану конкретизировать свою позицию по российскому контролю, совершенно новое.
РФ уже несколько раз полунамеками говорила, что готова рассматривать варианты, когда ФСБ не будет участвовать в контроле за коридором. Также как Армения, в том же ключе, отвечала, что не хочет видеть российских пограничников в Зангезурском коридоре. Но это все было сказано в рамках полемики.
Теперь же Баку и Москва хотят видеть окончательное решение Еревана, чтобы закрыть вопрос. При этом не собираются его отдавать армянам, понимая что тот притащит Запад.
Какой же тогда международный механизм имеет ввиду Алиев?
Механизм
На мой взгляд речь идет о больших региональных игроках — России, Турции и Иране.
Для каждой из этих стран Зангезурский коридор важен (даже для Ирана, когда он поймет, что дело решенное), все они заинтересованы, чтобы на нем не было никаких эксцессов, при этом интересы их достаточно разносторонни.
При этом надо учитывать, что и для Армении это самый спокойный вариант:
- Контроль западных стран фактически невозможен из-за близости иранской границы. Тегеран никогда не допустит этого.
- Самостоятельно контролировать Армения не сможет, из-за опасности превращения любой проблемы в очаг напряжения с непредсказуемыми последствиями.
- Передача контроля какой-то третьей стране. Говорят об Индии. Возбудит Пекин, что приведет к еще худшим последствиям для региона.
Хотя Ереван что-то верещит насчет суверенитета, но это никак его не касается.
Контролирующие страны будут только гарантами, что коридор будет функционировать бесперебойно. Что не будет создаваться искусственных проволочек. Что какие-нибудь провокаторы-ополченцы, или кто-то другой, не будут устраивать акции, или даже акты, на железной дороге.
Была бы Армения стабильной страной, не изменяющей своим же словам и договорам, этого всего не понадобилось. Но она такая какая есть. Причем, вне зависимости от того, кто находится у власти.
Никто ей не верит, даже новые "союзники", которые не спешат вкладываться в изменчивый Ереван...