Книга Карела Чапека «Фабрика абсолюта» представляет собой антиутопию на межвоенную европейскую действительность. Только к краху мира в книге приводит не политика, а одно таинственное изобретение.
ФЕЛЬЕТОН
Чапек написал этот роман в форме фельетонов, которые он публиковал в газете Lidové noviny («Народные новости»), где работал журналистом, с 19 сентября 1921 года по 10 апреля 1922 года. В 1922 году «Фабрика абсолюта» также был издана в форме самостоятельной книги.
Журналисткий характер текстов привел к тому, что роман получился несбалансированным – формат диктовало издание, плана явно не было, из-за этого завершение сюжета вышло смазанным. Чапек несколько раз менял форму повествования – первоначально рассказ шел от третьего лица, затем от летописца, а в самом конце от летописца исторических событий.
Чапек сначала писал об одном, затем о другом, а в конце начал сворачивать сюжет, чтобы прекратить издание фельетонов. Итогом этого процесса стал первый роман автора, который через пару десятков лет превратится в классика чешской литературы.
Современники встретили книгу холодно и назвали ее журналистской поделкой, но затем отношение к «Фабрике абсолюта», естественно, поменялось.
АНТИУТОПИЯ
Роман написан в форме антиутопии, сюжет происходит через 20 лет после момента написания фельетонов и является своего рода предостережением. Травма Первой мировой войны, огромное число погибших и развал империй привели к настороженным настроениям в европейских обществах.
Мир только что пережил военный конфликт, в котором впервые было масштабно применено оружие массового уничтожения, поэтому Чапек решил порассуждать об изобретениях, которые представляют собой угрозу. К этой теме он вернется в своих следующих книгах.
ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ
В основе сюжета «Фабрики абсолюта» лежит карбюратор, который перерабатывает материю в «ничто», в «абсолют», в виде которого в мире появляется «бог». Изобретатель карбюратора Марек испугался своей поделки и продал ее промышленнику Бонди из чешских выкрестов.
Промышленник начинает производство карбюраторов, заражает «богом» весь мир, что приводит к началу тотальной религиозной войны всех против всех, потому что представления о «боге» у каждого народа свои. Описать все это последовательно в форме еженедельных фельетонов невозможно, поэтому развязка романа вышла неубедительной.
Появление в романе «современного» аналога Наполеона Бонапарта четко показывает, что к финишу Чапек полностью исписался.
ЕВРЕИ
Про выкрестов я упомянул неслучайно – в томе Чапека из советской «Библиотеки современной фантастики» (серия конца шестидесятых годов) кроме «Фабрики абсолюта» есть его пьеса «Белая болезнь», которая является пародией на Германию Гинденбурга, и где тоже есть тема выкрестов.
Похоже, еврейский вопрос был актуален даже для межвоенной Чехии, раз Чапек к нему возвращается в своих книгах.
РЕАЛЬНОСТЬ
Многие персонажи романа имеют прототипов и представляют собой пародии на реальных личностей. Они появляются в книге там, где Чапеку надо высмеять определенные стороны чешского общества.
Автор развлекал этими фельетонами читателя в еженедельном порядке, поэтому связь с реальностью в них была четкой, иначе бы это никто не стал читать, но сегодня данные моменты читателю уже не видны.
БЕЗ КОММУНИЗМА
Во время чтения мне показалось, что «абсолют» является пародией на коммунистическую идеологию, которая тогда свирептствовала в Европе и провоцировала всеобщую войну за мировую революцию, но в чешской критике прямых параллелей с этим я не нашел.
Чапек в романе игнорирует существование РСФСР, Россия присутствует в тексте, но в своем старом виде. Видимо, в Европе никто тогда не думал, что ленинский цирк это весерьез и надолго.
Таким образом, «Фабрика абсолюта» – это взгляд Чапека на реальность, которая ведет Европу и мир к новой бойне, хотя все равно удивительно, что этот роман был массово опубликован в СССР, потому что советский читатель не мог не провести параллели с собой.