Каждая любящая мать может сразу назвать с десяток забавных фраз и вопросов, которые в раннем возрасте произнёс её ребёнок. Кто-то даже записывает «перлы» своих чад в отдельную тетрадку, которая со временем становится копилкой смешных цитат и семейной реликвией. Но воспоминания о ранних годах любимых почемучек неизменно порождают на лицах родителей улыбку умиления. Вероятно, именно по этой причине синдицированный комикс «Семейный цирк», придуманный Билом Кином в далёком 1960 году и после ухода художника из жизни продолженный его сыном Джеффом, не только не надоел аудитории за 64 года своего существования, но и ни на йоту не потерял своей популярности. Он считается самым распространяемым в мире: 1,5 тысячи газет в разных странах регулярно и удовольствием печатают рисунки о дружной любящей семье, в которой подрастают четверо непоседливых детей. На сегодняшний день сборники с ним проданы тиражом более 13 миллионов копий.
Простая американская семья
Комикс Била Кина первоначально был известен как «Семейный круг», поскольку представлял собой панель с надписями и круглой рамкой. Однако точно такое же название носил журнал для американских домохозяек. Спор с изданием по поводу авторских прав решился просто: Кин переименовал «Семейный круг» («Family Circle») в «Семейный цирк» («Family Circus»).
В отличие от всем привычных гэг-комиксов, «Семейный цирк» не преследовал цель во что бы то ни стало вызвать у аудитории приступ смеха. Кин делал не просто весёлые картинки для развлечения аудитории, а работал над узнаваемостью ситуаций, в которых оказывались читатели, и тем задевал самые тонкие струны их душ.
Показывая мгновения жизни растущих детей, вступивших на тропу познания окружающего мира, художник создавал свои истории с неподражаемым мягким юмором, наблюдательностью и большой любовью к персонажам.
Взаимоотношения детей с родителями и друг другом, забавные проделки и вопросы неугомонных почемучек, праздники, общечеловеческие ценности, христианская мораль — вот причина, по которой комикс покорил сердца миллионов и стремительно начал набирать популярность сначала в Америке, а потом и за её пределами. Поднимаемые темы были понятны абсолютно любой семье, неизменно дарили улыбку и хорошие эмоции.
Не мудрствуя лукаво, Бил Кин наполнил творение жизнью собственной семьи: родители в «Семейном цирке» стали тёзками автора и его жены Тельмы, а нарисованные ребятишки имели реальных прототипов — пятерых детей художника, чьи характеры, вопросы и смешные изречения легли в основу рисунков.
Самая дружная из нарисованных семей
Итак, в комиксе Кину-старшему, чтобы содержать большую семью, приходится много трудиться. Он работает карикатуристом. Его жена Тельма — домохозяйка, которая занимается воспитанием малышей.
Билли, их старшему ребёнку, семь лет. Он главный философ и почемучка, которому до всего есть дело. Любознательный желтоволосый мальчик мечтает быть похожим на своего отца и в одном из рисунков заявляет, что получил «самую главную должность» карикатуриста, а на роль редактора самодельной газеты «Семейные хроники» определил свою сестру. Прототипом Билли стал Глен, старший сын художника, который ныне является известным аниматором студии «Дисней».
Пятилетняя Долли — единственная девочка в семье и, разумеется, во всём копирует мать. Она хочет научиться ходить на каблуках, обожает кошку Китти и покровительственно относится к младшим братьям. В плане частоты и разнообразия задаваемых каверзных вопросов ничуть не уступает Билли, а иногда даже его превосходит. Повадки и характер для Долли Кин «позаимствовал» у своей дочери Гейл.
Трёхлетний Джеффи был списан Кином с его сына Джеффа. Забегая вперед, скажу, что именно он стал продолжателем дела своего отца, и вот уже 13 лет благодаря его стараниям «Семейный цирк» держит планку прежнего качества и пополняется новыми шутками.
Четвёртый ребёнок, Питер Джон, или, как его называют домашние, ПиДжей, ещё совсем кроха. Ему пошёл второй год, и в силу возраста он почти не разговаривает. ПиДжей обожаем всеми членами семьи, а старшие братья иногда пытаются закалять его характер, чтобы воспитать из малыша настоящего мужчину.
Отдельное место в «Семейном цирке» занимает Флоренс, мать главы семьи. Как любая бабушка, она души не чает в своих внучатах, дарит им подарки и рассказывает истории из жизни. По всей видимости, Флоренс живёт где-то неподалёку, потому что часто приходит навестить семью сына. Если же детей приводят к ней домой, то она в спешном порядке убирает все хрупкие и бьющиеся предметы подальше от шаловливых ручек вездесущих шалунов.
Ал, дух умершего мужа Флоренс, — ещё один персонаж, который время от времени появляется в комиксе. Билли и Долли его помнят очень смутно: они были совсем маленькими, когда его не стало. Несмотря на это, они весьма почитают своего ушедшего на небеса дедушку.
Родители Тельмы живут далеко и появляются редко. Сначала упоминалось, что они обосновались где-то в Айове, а затем, судя по всему, перебрались во Флориду. Время от времени семья приезжает к ним погостить.
И, разумеется, нельзя не сказать о домашних питомцах. Это кошка Китти и две собаки — лабрадор по кличке Барфи и лохматый дворняга Сэм, которого дети нашли на улице и притащили домой.
Сын за отца
Вообще надо сказать, что тема нерушимых семейных уз и связи поколений является основополагающей в комиксе, который максимально консервативен. Даже сейчас, во времена мракобесия различных гендерных и расовых «повесток» его добрый юмор сохраняет иммунитет ко всему, что выходит за рамки традиционных ценностей. Единственный чернокожий герой в комиксе – Морри, товарищ Билли по играм и школе. Кин впервые нарисовал его в 1967 году, отдав дань уважения своему близкому другу Морри Тернеру, создателю комикса «Wee Pals».
Когда в 2011 году Била Кина не стало, его детище не прекратило своего существования благодаря сыну. Джефф, много лет помогавший отцу в работе над комиксом, не только сохранил прежний стиль «Семейного цирка», но ещё и раскрасил старые чёрно-белые рисунки, чем дал им новую яркую жизнь.
«Это было гениальной находкой — сделать комикс для семей, — говорит Джефф Кин. — Он способен вызвать щемящую боль в сердце или ком в горле, но людям это нравится. Думаю, именно поэтому отец и стал успешным. Он создал нечто очень искреннее. И поэтому я рад продолжать его дело... У меня нет проблем с созданием новых рисунков. Я думаю так: «Вот мои мама и папа, а вот я, мои братья и сестра». И это приносит мне прекрасные воспоминания о детстве. Я горжусь возможностью продолжать то, что создал отец, и я действительно считаю, что ему принадлежит уникальное место в мире комиксов».
Джефф, который когда-то хотел стать актёром, уверенно идёт по стопам отца. Каждую свежую панель он подписывает «Бил и Джефф Кин», и это лучше всяких слов говорит о том, что семейные узы для него отнюдь не пустой звук.