18 июля 1573 года живописец Паоло Веронезе был вызван на заседание трибунала венецианской инквизиции, с целью дать объяснения относительно одной из его картин. Мы знаем об этом благодаря протоколу, фрагменты которого приводятся ниже.
«...Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?
— Прежде всего — хозяина по- стоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел туда ради собственного удовольствия поглядеть, как обстоят дела с едою.
Там много еще и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину. (...)
...В ,,вечере", сделанной вами для [монастыря] Санти Джованни э Паолю, что обозначает фигура того, у кого
кровь идет из носа?
— Это — слуга, у которого случайно пошла носом кровь.
— Что обозначают эти люди, вооруженные и одетые, как немцы, с алебардою в руке?
— Об этом нужно сказать несколько слов.
— Говорите.
— Мы, живописцы, пользуемся томи же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами — как один из них пьет, а другой ост у нижних ступеней лестницы, чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг.
— А для чего изобразили вы на этой картине того, кто одет как шут, с попугаем на кулаке?
— Он там в виде украшения, так принято это делать. (...)
— Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере?
— Я думаю, что там были только
Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине остается некоторое пространство, я украшаю его вымышленными фигурами.
— Кто-нибудь вам заказывал писать немцев, шутов и другие подобные фигуры на этой картине?
— Нет, но мне было заказано украсить ее так, как я сочту подходящим; а она велика и может вместить много фигур.
— Разве те украшения, которые вы, живописец, имеете обыкновение добавлять на картинах, не должны подходить и иметь прямое отношение к сюжету и главным фигурам, или же они всецело предоставлены вашему воображению на полное его усмотрение, без какого бы то ни было благоразумия и рассудительности?
— Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает»
Отрывки приведены из книги «Мастера искусства об искусстве». 1965—1970, том 2, стр. 247-248
Подписывайтесь на тг канал ИКД чтобы читать обзоры на произведения искусства