Найти тему
Вести: Приморье

Находку с легендарной сопки Заозёрной изучают поисковики, пограничники, криминалисты

На легендарной Заозёрной новое открытие. Грустное. Случай обнажил безусловно — героя старой войны. Поднимают его из-под корней, раскалывая до сих пор не растаявший скальный лёд, отделяя косточки от почвы и металла.

Авиапоиск продолжает поиск солдатов на сопке Заозерная на Хасане
Авиапоиск продолжает поиск солдатов на сопке Заозерная на Хасане

Поисковики, пограничники, криминалисты. И впервые всю эту операцию наблюдают мои коллеги.

В сотне метров от чужой земли, Заозёрная с трудом, но всё же отдаёт воина. В 38-м снарядом разметало совсем еще юного. Так думают парни из АвиаПоиска, кроме упавших самолётов, поднимающие и красноармейцев Хасана, вопреки всему.

Ярослав Ливанский, командир поискового объединения «АвиаПоиск»: «Да, в Хасанском округе есть ряд представителей общественности, которые утверждают: на Хасане все похоронены, это же большая братская могила. А вот те, кого вы находите, вы выкапываете из могил, потому что вы — чёрные копатели!».

Поэтому находка огневой позиции с убитым прямо в ней бойцом — лучшее доказательство обратного, считает Ярослав Ливанский. Прапорщик Щипцов был рядом, когда неделю назад, в корнях старого дерева открылись останки.

Альберт Щипцов, сотрудник отделения «Хасан»: «Отошли от места, потому что военнослужащий, который здесь погиб, мог быть вооружён, доложили руководству».

Косточки сильно раздроблены. И Данила Мешков, и Олег Капустьян стараются работать ювелирно.

Данила: «Подожди, вот с этим аккуратненько! Вот это всё бедро, это бедренная часть, на ней лопата».

Когда докопаются, поймут: это сапёрная лопатка образца 1916 года. И монетки 28-го. Мальчишки думали, что идут на учения: с собой брали немного наличных. Вот подсумок с патронами Мосинки. Изучат каждый сохранный изгиб, вдруг есть первые буквы имени и фамилии.

Но тщетно. Зато вокруг вся сопка звенит от гильз и осколков. И молодому поисковику Мише Капустьяну вдруг попадается редкая находка.

Вот этот котелок, а котелок это как раз возможность понять, что за человек пал здесь, на сопке Заозёрной и ВИН, по спискам, обнаружили — это Внуков Иван Николевич, и умер он от ран в госпитале Посьета.

А скольких не нашли, и скольких имён вовсе нет в официальных документах. Потери советских солдат считают заниженными, их более девятисот. Японцев — полторы тысячи. И это — оружие врага.

Иван Смоленков, краевед, участник ПО «АвиаПоиск»: «Только что нашли штык-нож от японской винтовки Арисака, тут достаточно много японских вещей, только что подняли гильзу от японского снаряда».

Следователям предстоит еще описать картину происшедшего.

Дмитрий Кондратенко, криминалист СУ СК РФ по Приморскому краю: «Будет назначен комплекс экспертиз: криминалистических, медицинских, геномных и потом будет принято дальнейшее процессуальное решение».

До темноты просеивают каждую пядь еще мёрзлой почвы. Ищут именной предмет: Хасан не забудет своего защитника.

Ольга Катренко, Максим Малыгин, «Вести:Приморье».

Находку с легендарной сопки Заозёрной изучают поисковики, пограничники, криминалисты