27 апреля 1908 года Государственная Дума Российской империи приняла закон о начале строительства Амурской железной дороги, сообщают «Вести:Приморье» со ссылкой на портал «История государства».
После Русско-японской войны 1904-1905 годов потребность в завершении Транссибирской магистрали на территории России, путем строительства Амурской ветки, стала очевидной. Уже в августе 1906 года на Амур прибыли исследовательские группы, которые определили оптимальное направление для будущей магистрали: Куенга — Ерофей Павлович — Керак — Суражевка — Каменка — Хабаровск.
Государственная Дума рассмотрела вопрос о строительстве Амурской железной дороги и 27 апреля 1908 года приняла закон о "О приступе к сооружению Амурской железной дороги распоряжением казны и за её счёт".
Планы строительства Амурской железной дороги были заложены ещё в XIX веке. В 1892 году были начаты изыскательские работы. Однако в 1896 году было принято решение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги и строительство Амурской железной дороги надолго было отложено. Только к началу XX века в 1908 году началось строительство головного участка, западного — в 1909-м, среднего — в 1911-м, а восточного — в 1912-м.
В строительных работах одновременно участвовало около 60 000 человек, включая до 10 000 каторжан, задействованных на самых тяжелых участках. Движение рабочих поездов на западном участке Амурской железной дороги открылось в 1913 году, а эксплуатация восточного участка возле Хабаровска началась в 1915. 18 октября 1916 года был сдан в эксплуатацию мост через Амур, длиной 2,6 километра.
Построенная в рекордные сроки, Амурская железная дорога, протяженностью 2309 километров стала завершающим звеном великой Транссибирской магистрали. Она соединила Приамурье, Приморье и Сибирь с центральной Россией прямым железнодорожным сообщением, что в значительной степени повлияло на заселение и освоение регионов, отдаленных от Европейской части страны.
Подготовил Михаил Самсонов.