Найти тему

«Традиции и обряды деревень Городецк-Шуломень-Осаново"

Ледоход на р. Пинеге. За рекой с. Сура
Ледоход на р. Пинеге. За рекой с. Сура

В весенней календарной обрядности особое место занимают ритуалы, связанные с ледоходом – началом вскрытия реки. Известный исследователь Русского Севера П.С. Ефименко так описывает лечебный ритуал: «Весною сего 1866 г. мне случилось видеть, как только лед тронулся по Двине, тотчас десятки девиц побежали на берег мыться. «Для чего - спросил я у одной попавшей мне старушки, девицы ваши бежат так скоро к Двине. – «Мыться, батюшка», - отвечала она. Ведь эта-то вода лучше всякого зелья, чтобы лицо было белым да красивым. Старые люди, нам бывало, говаривали, что первая весенняя вода лучше всякого зелья».

Закат на р. Пинеге.
Закат на р. Пинеге.

Аналогичные ритуалы бытовали и у нас в Городецке и Острове, которые «для очищения от грехов и исцеления от болезней умывались водой, набранной во время ледохода.

д.Остров
д.Остров

Живя в д. Остров, нас, молодых девчат, мамы и бабушки отправляли на реку - умываться весенней водицей. Да и сами жёнки и старухи шли к речке на умывание. Брали с собой горбушку хлеба и кидали в речку на хороший урожайный год, умывались этой водой, запасались и окропляли углы дома.

Умывание вешней водой.
Умывание вешней водой.

Вода вешняя считалась святой. Островянки во время ледохода устраивали свой простой обряд. Все жёнки деревни подходили к изгороди и смотрели на реку, наблюдали, подвижки льда и уже по ним определяли, каков будет год. Если река очищалась ото льда чисто, без торосов, то говорили: «Пинега разродилась легко, так и жить будем легко!», а уж если лед продвигался медленно и долго, много было ледяных торосов, то молвили: «Разродилась тяжело, так и жить – то скудно». А уж, когда река полностью освобождалась ото льда, женщины деревни Остров снова подходили к изгороди, глядя на реку Пинегу, пели обрядовую песню «На реке было на реченьке да э-хе-е-ле-лё-да».

д. Остров с изгородью
д. Остров с изгородью

Из воспоминаний Пелагеи Григорьевны Черноусовой (Дорофеевой)
1934 г.р., уроженки д. Остров: «К реке ходили за водой, чтоб никого не встретить. Брали воду по течению и заговаривали: «Беру водичку не для мудрости, а для глупости, для пар божьей скотинки Пестронюшки, для её здоровья». "Вода- водица, вода - царица, унеси мои печали за синие моря , за высокие горы, за дремучие леса, оставь их под сухим пнём, под гнилой колодой".
Много различных заговоров знали наши бабушки: на испуг заговор: «Исполохи- полохи, нечистые духи, не ешьте, не грызите рабу божью Катеринушку, ешьте, грызите смольную корягу, сосновый пень».

Черноусова Пелагея Григорьевна
Черноусова Пелагея Григорьевна

Весенние обрядовые праздники. С приходом весны люди получали возможность выйти из изб на свежий воздух, вздохнуть полной грудью и после долгой и суровой зимы, понежиться в теплых лучах весеннего солнца.
Весна порождала в человеке радостные чувства и праздничное настроение. Поэтому весенние праздники наших отдаленных предков справлялись особенно торжественно и изобиловали разными очистительными и магическими обрядами, заимствованными из времен дохристианской эпохи.
Екатерина Постникова (доклад из книги «V Пинежские краеведческие чтения)