В весенней календарной обрядности особое место занимают ритуалы, связанные с ледоходом – началом вскрытия реки. Известный исследователь Русского Севера П.С. Ефименко так описывает лечебный ритуал: «Весною сего 1866 г. мне случилось видеть, как только лед тронулся по Двине, тотчас десятки девиц побежали на берег мыться. «Для чего - спросил я у одной попавшей мне старушки, девицы ваши бежат так скоро к Двине. – «Мыться, батюшка», - отвечала она. Ведь эта-то вода лучше всякого зелья, чтобы лицо было белым да красивым. Старые люди, нам бывало, говаривали, что первая весенняя вода лучше всякого зелья».
Аналогичные ритуалы бытовали и у нас в Городецке и Острове, которые «для очищения от грехов и исцеления от болезней умывались водой, набранной во время ледохода.
Живя в д. Остров, нас, молодых девчат, мамы и бабушки отправляли на реку - умываться весенней водицей. Да и сами жёнки и старухи шли к речке на умывание. Брали с собой горбушку хлеба и кидали в речку на хороший урожайный год, умывались этой водой, запасались и окропляли углы дома.
Вода вешняя считалась святой. Островянки во время ледохода устраивали свой простой обряд. Все жёнки деревни подходили к изгороди и смотрели на реку, наблюдали, подвижки льда и уже по ним определяли, каков будет год. Если река очищалась ото льда чисто, без торосов, то говорили: «Пинега разродилась легко, так и жить будем легко!», а уж если лед продвигался медленно и долго, много было ледяных торосов, то молвили: «Разродилась тяжело, так и жить – то скудно». А уж, когда река полностью освобождалась ото льда, женщины деревни Остров снова подходили к изгороди, глядя на реку Пинегу, пели обрядовую песню «На реке было на реченьке да э-хе-е-ле-лё-да».
Из воспоминаний Пелагеи Григорьевны Черноусовой (Дорофеевой)
1934 г.р., уроженки д. Остров: «К реке ходили за водой, чтоб никого не встретить. Брали воду по течению и заговаривали: «Беру водичку не для мудрости, а для глупости, для пар божьей скотинки Пестронюшки, для её здоровья». "Вода- водица, вода - царица, унеси мои печали за синие моря , за высокие горы, за дремучие леса, оставь их под сухим пнём, под гнилой колодой".
Много различных заговоров знали наши бабушки: на испуг заговор: «Исполохи- полохи, нечистые духи, не ешьте, не грызите рабу божью Катеринушку, ешьте, грызите смольную корягу, сосновый пень».
Весенние обрядовые праздники. С приходом весны люди получали возможность выйти из изб на свежий воздух, вздохнуть полной грудью и после долгой и суровой зимы, понежиться в теплых лучах весеннего солнца.
Весна порождала в человеке радостные чувства и праздничное настроение. Поэтому весенние праздники наших отдаленных предков справлялись особенно торжественно и изобиловали разными очистительными и магическими обрядами, заимствованными из времен дохристианской эпохи.
Екатерина Постникова (доклад из книги «V Пинежские краеведческие чтения)