Найти тему

Музей императорского фарфорового завода, часть 1.

Когда в России началось собственное производство фарфора. Какие вазы называли "гнилыми". И почему мастера завода любили Павла I.

Приветствую вас на канале "Крендель с буковками" и сегодня мой рассказ о посещении музея Императорского фарфорового завода.

История фарфора насчитывает несколько тысяч лет, но до конца XVII века секретом его изготовления владел только Китай. Европе оставалось завидовать, покупать за огромные деньги изящные предметы из просвечивающего белого материала у китайцев, ну и заниматься промышленным шпионажем.

Только в начале XVIII века в Германии алхимик, в поисках философского камня, при помощи парикмахера сумел разгадать секрет фарфора. Надо ли говорить, что германский (саксонский) король тут же засекретил "белое золото". Но процесс уже пошел, европейцы не умели хранить тайны, как китайцы.

В 1744 году к двору российской императрицы Елизаветы Петровны из Швеции прибыл Гунтер, якобы знающий секрет производства фарфора. Была основана "Невская порцелиновая мануфактура". К концу года к ней был причислен горный инженер Дмитрий Виноградов.

Только у Гунтера ничего не получилось. То ли он был просто аферистом, то ли не смогли найти нужных ингредиентов. В любом случае вскоре он был уволен.
А вот Виноградов продолжал опыты и именно ему принадлежит заслуга открытия русского фарфора. А также специальных красок, золотого порошка, глазури, и разработка печей для обжига.

Первый фарфор был "грязным", включавшим большое количество примесей. Что бы скрыть этот дефект предметы сплошь покрывались золотом и росписями. Но уже в 1756 году был изготовлен "Ея Величества сервизъ" ("Собственный") из безупречно белого фарфора, рассчитанный на 25 человек. Его подавали к торжественным обедам императрицы Елизаветы Петровны и только самым приближенным. Все остальные гости ели с простой посуды из серебра и золота.

С развитием умения мастеров и увеличением размеров печей на мануфактуре создавались все более крупные и сложные предметы.

Если для Елизаветы фарфоровая мануфактура была скорее капризом, то Екатерина II вывела ее государственный уровень и переименовала в Императорский фарфоровый завод.

Она считала, что нет необходимости покупать фарфор в Европе, имея собственное производство. И в самом деле, за время своего правления она заказала во Франции и Англии только пару больших столовых сервизов.

Сервизы работы завода времени Павла I, и столовые, и чайные, были значительно меньше по количеству предметов, чем при его матери. Начинают изготавливать небольшие "семейные" комплекты. Отражение моды эпохи императора Павла - "дежене" - сервиз для завтрака на одну или две персоны. Входит в моду египетская тема.

Ваза для подачи ананаса.
Ваза для подачи ананаса.

Павел, еще будучи цесаревичем, любил посещать фарфоровый завод. Став императором он часто привозил с собой высоких гостей, которым вручались заранее заготовленные дорогие подарки. Кроме, того император принимал участие и в жизни мастеров: при заводе был открыт лазарет, продуктовая лавка. А 1797 году он издал указ о сокращении рабочего дня с 14-16 часов до 11,5.

Пожалуй, на сегодня хватит. В следующий раз продолжу знакомить вас и музеем и его коллекциями. Подписывайтесь, чтобы не пропустить .

Музей является филиалом Государственного Эрмитажа и расположен в здании фарфорового завода на Обуховской набережной.