Сегодня рассказ про небольшой музей – фото-студию Карла Буллы. Музей на любителя, но он не только про фотографию. Экспозиция знакомит посетителя с различными сторонами жизни старого Петербурга, рассказывает об исторических событиях, свидетелями которых были фотографы Карл Булла и его сыновья.
А еще это возможность попасть в петербургскую парадную конца 19 века и взглянуть на Невский проспект с крыши дома.
Расположен музей на Невском проспекте в доме 54 на 4 этаже, напротив Екатерининского садика.
Дом 54 ещё называют «родовым гнездом петербургской фотографии».
Фото-ателье в этом доме существует полтора века. Хозяева периодически менялись, а фото-студия всегда продолжала работать, даже в блокаду. И сегодня здесь можно сделать памятный снимок с надписью «Невский, 54».
Первым владельцем данного фото-ателье был Карл Кулиш в 1850-ых годах. Сменив более десятка владельцев, с 1908 года фото-ателье стало принадлежать Карлу Карловичу Булле.
К. Булла родился в Пруссии в немецкой семье. В Петербург попал в 1864 (или в 1865 году) в юном возрасте, когда ему было 11 (или 10) лет, как и почему – неизвестно. Работал посыльным в фирме по продаже фотоматериалов, потом лаборантом в фотостудии. В 1875 году открыл свое фотоателье.
В 1886 году получил разрешение фотографировать на улице, с этого момента он стал первым в России фоторепортёром. Снимал везде, в разных условиях и всё самое интересное.
Карл Булла посвятил много времени портретной съёмки, постоянно экспериментировал, работал над освещением, отказался от ретуши, довел фотопортреты до идеальности.
Еще одно направление, в котором преуспел Булла – производство "сухих" негативов. В то время фотографы применяли стеклянные негативы с влажным фотоэмульсионным покрытием. Сухие броможелатинные негативы были ноу-хау, они давали фотографам больше свободы во время съемки. Карл Булла запустил промышленное производство нового типа негативов и лично работал над совершенствованием технологии.
Карл Карлович много фотографировал на улице, казалось бы, что такая съемка была коммерчески невыгодна, но не для Буллы. В то время были модны "открытые письма" – потовые карточки, на одной стороне которой место для почтовой информации, а на другой – красивая картинка (в Советском Союзе почтовые карточки, позднее их назвали почтовыми открытками, тоже имели большую популярность). Получив разрешение на печать "бланков открытых писем" Булла открыл типографию и начал выпускать карточки с фото-видами Петербурга.
Карл Булла стал самым популярным фотографом в России и за ее пределами. Он удостоен множества наград и почетных званий разных обществ, был личным фотографом короля Италии, Сербии, Черногории, являлся кавалером орденов таких стран как Швеция, Китайская Империя, Италия, Франция.
А вот в личной жизни Карл Булла пережил много трагедий. Он был трижды женат. В первом браке у него было трое детей, но все умерли в младенчестве. Недолго прожила и супруга, она умерла в 1880 году, Булле было всего 25.
Во втором браке родилось шесть детей, но выжили только два брата – Александр и Виктор, супруга умерла в 1899 году (по другим источникам он развелся, но судя по всему все-таки умерла). Третий раз Булла женился в 1906 году, детей в браке не было.
После революции история Карла Буллы заканчивается. Точно не известно, когда он покинул Россию, до переворота или после (данные расходятся), уехал на родину супруги в Эстонию, на остров Эзель (Сааремаа), оставив студию сыновьям.
Многие фотографии периода 1917-1920 годов выдают за его работы, но это ошибка, авторами являются его сыновья, в Россию Булла не возвращался. Умер в Эстонии в 1929 году.
Сыновья пошли по стопам отца. В Первую мировую войну Александр Булла попал на фронт в качестве фотокорреспондента, был награждён Георгиевским крестом. Виктор также, как фотокорреспондент, участвовал в Русско-японской войне и был награждён серебряной медалью "За храбрость".
Еще братья занимались производством кинохроники. Снимали исторические события и спортивные мероприятия. Многие их кадры легли в основу фильмов о революции.
Не смотря на то, что братья приняли новую власть и работали на благо Советов, во времена репрессий их постигла непростая участь. Александра арестовали в 1928 году, то ли за поделку документов, то ли за шпионаж, отбывал срок в Соловках, был реабилитирован, перебрался в Москву к дочке, точная дата смерти неизвестна, где-то в 1942-1944 году.
Про судьбу Виктора известно чуть больше, его арестовали в 1938 году, то ли по доносу за хранение оружия, то ли за шпионаж в пользу Германии и в этом же году вынесли смертный приговор. Был посмертно реабилитирован в 1958 году. Копию акта о приведении приговора в исполнение можно найти на сайте "Бессмертный барак".
Отъезд отца за границу, репрессия братьев Булла, немецкие корни – всё это отразилось на полном запрете фамилии Булла до середины 80-х годов. При этом фотографии и кадры кинохроники фото-студии Буллы использовались постоянно, но без подписи или под другим именем.
Во время обысков в доме Буллы пострадало множество стеклянных негативов, что уцелело, было изъято. Большую часть негативов семьи, 130 тысяч штук, Виктор Булла успел передать в госархив. Сегодня негативы династии Буллы рассказывают и показывают жизнь людей на рубеже 19 и 20 веков, что-то из этого ценного архива можно увидеть в музее имени Карла Буллы.
Поднимаясь в музей обратите внимание на парадную – это уникальная возможность познакомится с одной из петербургских парадных. Ушло то время, когда можно было заглянуть в любой дом старого Петербурга, теперь всё под замками. А парадные, как и фасады, уникальны – с оригинальными пролётами, винтажными перилами, широкими мраморными лестницами, цветными витражными окнами.
Музей занимает несколько небольших комнат на разных уровнях. Сначала знакомимся с фототехникой 19 и 20 веков, с интерьерами того времени.
Затем попадаем в фотогалерею с застывшим прошлым. В музее вы увидите на фотографиях не только императорскую семью, знаменитых и узнаваемых людей, но и простых жителей города, а также удивительные панорамы города вековой давности.
Имеется небольшая пикантная комната на втором уровне для посетителей "18+", в которой представлены фотографии в стиле "Ню" того времени. Фотографии данной темы опустим и двигаемся дальше.
Здесь же можно познакомиться с современными работами выполненными по старой технике декорирования стекла – эгломизе, когда изображение наносится с обратной стороны стекла с использованием тонкой фольги из меди, серебра, золота.
Живопись "под стеклом" – такой вид украшения стекла применялся с римских времён. В конце 18 века этот метод был усовершенствован французским гравёром и художником Жаном Батистом Гломи, которого считают основателем техники эгломизе. Данная экспозиция, вероятно, непостоянная.
И фишка музея – небольшая терраса на крыше с видом на город, Невский проспект, где в хорошую погоду видны даже краны в портовой зоне Невской губы Финского залива.
Музей частный. Валентин Евгеньевич Эльбек – петербургский врач, издатель, меценат, президент Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы, купил это помещение и организовал здесь музей в память о легендарном фотографе.
В. Е. Эльбек участвовал в создании скульптуры "Памятник фотографу", установленной на Малой Садовой пешеходной улице. Место для памятника выбрано неспроста, совсем рядом, по Невскому проспекту, располагается то самое фото-ателье Карла Буллы.
Стоимость билета в музей, можно сказать, социальная, всего 100 рублей (на момент написания статьи). Посетить музей и посмотреть панораму города за такие деньги вряд ли еще где-то получится.
Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 54, 4 этаж. Ближайшая станция метро "Гостиный двор".
Ниже ссылки на сайты, где можно посмотреть фотографии Карла Буллы: