Найти в Дзене
История. Мифы. Гипотезы

«Отмщения» ради: что случилось с двумя школьницами, уничтожившими в 1946 году памятник советским солдатам в Таллине

27 апреля этого, 2024 года исполняется 17 лет со дня переноса «Бронзового солдата» из центра столицы Эстонии на военное кладбище, где тот находится и по сей день. Событие это наделало в своё время немало шума, дело доходило до массовых беспорядков на улицах города и стычек между защитниками советского мемориала и теми, кто считал что памятник является символом не освобождения Таллина от гитлеровского ига, а «советской оккупации».

«Бронзовый солдат», пришедший на смену тому первому, деревянному монументу, до сих пор остаётся символом единения всех, кто несмотря на все запреты эстонских властей продолжает чтить память героев, павших на фронтах Великой Отечественной и гордится подвигами своих отцов, дедов и прадедов. Во время празднования Дня Победы 9 мая у его подножия - всегда море цветов. (Исходное фото, сделанное на Военном кладбище в Таллине 9 мая 2009 года найдено на wikimedia.org, его автор - Лилия Мороз).
«Бронзовый солдат», пришедший на смену тому первому, деревянному монументу, до сих пор остаётся символом единения всех, кто несмотря на все запреты эстонских властей продолжает чтить память героев, павших на фронтах Великой Отечественной и гордится подвигами своих отцов, дедов и прадедов. Во время празднования Дня Победы 9 мая у его подножия - всегда море цветов. (Исходное фото, сделанное на Военном кладбище в Таллине 9 мая 2009 года найдено на wikimedia.org, его автор - Лилия Мороз).
Однако наивным было бы полагать, будто начало этого конфликта было положено после развала СССР. Нет, первые «ласточки» появились уже вскоре после окончания Великой Отечественной войны и сооружения временного памятника солдатам, павшим во время Таллинской военной операции 1944 года. И вот как это было.

В качестве места для размещения монумента был выбран холм Тынисмяги, расположенный в центре эстонской столицы, который в советское время носил гордое и по праву заслуженное название - площадь Освободителей. Там, ещё 25 сентября 1944 года с большими почестями были погребены 13 советских воинов, павших во время боёв за Таллин.

Однако к первой годовщине Великой Победы - к началу мая 1946 года, знаменитого «Бронзового солдата» там ещё не было. Вместо него стоял временный деревянный памятник, представлявший собой выкрашенную в строгий синий цвет простую деревянную пирамиду, высотой около метра, на вершине которой была установлена жестяная красная звезда. И этот памятник подобно магниту притягивал к себе недобрые взоры эстонских националистов, мечтавших поквитаться с советскими властями за «оккупацию».

И вот, взрослые дяди из одной националистической организации подговорили двух таллинских школьниц - Айли Юргенсон и Агеэду Паавел уничтожить монумент на холме Тынисмяги. Им предложили сделать это в качестве «отмщения» за снесённые советскими властями памятники погибшим в так называемой Освободительной войне 1918-1920 годов.

Почему взрослые дяди не сделали этого сами? По всей видимости потому, что понимали, что если дети отделаются в худшем случае несколькими годами лишения свободы, то им самим «светит» за такие деяния «вышка». Хотя, конечно же, найдутся и те, кто скажет, будто националисты использовали школьниц из соображений скрытности и по той причине, что тех вряд ли кто заподозрил бы в уничтожении памятника.

8 мая 1946 года в самом центре Таллина, на холме Тынисмяги, прогремел взрыв. И чудом ещё было, что при этом никто не пострадал: ведь место было оживлённым, а рядом с самим уничтоженным памятником находилась остановка общественного транспорта.

Впрочем, в ту же ночь временный памятник был восстановлен и на следующее утро жители Таллина, спешившие на работу, учёбу или каким-то другим своим делам, увидели его стоявшим на прежнем месте.

Что же касается двух юных «мстительниц» одной из которых было 15, а другой - и вовсе 14 лет, то на них и вправду поначалу никто не обратил внимания и не заподозрил в совершении диверсии.

Однако через восемь дней 14-летнюю Айли Юргенсон арестовали после того, как она попыталась найти в городе врача, который согласился бы помочь одному из «лесных братьев». Так, что свой 15-й День рождения 25 мая 1946 года она встретила уже в заключении. Её подружку Агеэду Паавел тоже вскоре задержали.

Айли Юргенсон, фото сделанное во время следствия.
Айли Юргенсон, фото сделанное во время следствия.

По решению трибунала двух таллинских школьниц приговорили к восьми годам исправительно-трудовых работ, так, что всю свою юность они провели в далёкой Коми, в одном из ГУЛАГ-овских лагерей.

В заключении, работая на шахте, Айли познакомилась с отбывавшим там же наказание Юло Йыги, успевшего себя «зарекомендовать» в качестве участника диверсионной группы «Эрна», входившей в состав абвера и впоследствии вышла за него замуж.

После возвращения в Эстонию «мстительницы» как все прочие советские гражданки работали и занимались устройством быта. Словом, ничем особым себя не проявляли. Но только до поры до времени.

В 1990-е, уже после распада СССР, бывшие школьные подружки, успевшие к этому времени состариться, были не просто реабилитированы, а ещё и объявлены «борцами за свободу» и награждены Орденом Орлиного Креста. К слову, награду им вручил лично президент Эстонии Леннарт Мери.

Ну, а далее пути Айли и Агеэды разошлись уже окончательно. Первая с головой ушла в общественную работу, в частности, принимала участие в деятельности консервативной политической партии «Союз Отечества» и бурно дискутировала по поводу переноса «Бронзового солдата», которого она, должно быть, считала кем-то наподобие своего личного врага. Ну, а вторая, окончательно отойдя от дел, продолжала стариться пока 1 ноября 2023 года не отбыла в мир иной в возрасте 93 лет. Что же касается Айли Йыги, то она дожила до 9 августа 2017 года, до возраста 86 лет.

При этом ни одна, ни вторая «мстительница» ни дня в своей жизни не пожалели о преступлении, совершённом на заре туманной юности. И до конца своих дней были абсолютно уверены в том, что, уничтожая монумент в далёком 1946 году, они боролись не против павших героев-Освободителей, а против «оккупантов».

-3