Найти в Дзене

Выпуск №16. Вёсла и багор. Постройка модели Gozzo S.Caterina 1759 в масштабе 1:12. Судомоделизм.

До начала работ с такелажем, навивкой тросов и погружения в новую для меня науку, я решил сделать вёсла, багор и прочую мелочёвку, которой комплектуется лодка. 🚣 Начал с самого крупного, интересного и понятного - вёсел. Я принимался за их изготовление дважды. Первый раз - летом, опыт был неудачным. Сделал заготовки из груши, не розовой, обычной. Вёсла достаточно крупные по размеру, поэтому я решил основную часть работы выполнить на токарном станке. Точил я не с одной установки, а поэтапно, прогоняя все заготовки с каждой операцией. Занимался точением время от времени, лето всё таки, дел куча с утра до ночи. И после проточки веретена их так повело, что продолжать возможности не было. Изогнуло все не доточенные заготовки вёсел. Дочка попросила их себе в качестве барабанных палочек. Такое поведение грушевых заготовок скорее всего было вызвано большими временными промежутками между операциями. В эти промежутки заготовка успевала набрать влажность (которая летом повышается) в периферийн

До начала работ с такелажем, навивкой тросов и погружения в новую для меня науку, я решил сделать вёсла, багор и прочую мелочёвку, которой комплектуется лодка. 🚣 Начал с самого крупного, интересного и понятного - вёсел.

Я принимался за их изготовление дважды. Первый раз - летом, опыт был неудачным. Сделал заготовки из груши, не розовой, обычной. Вёсла достаточно крупные по размеру, поэтому я решил основную часть работы выполнить на токарном станке. Точил я не с одной установки, а поэтапно, прогоняя все заготовки с каждой операцией. Занимался точением время от времени, лето всё таки, дел куча с утра до ночи. И после проточки веретена их так повело, что продолжать возможности не было. Изогнуло все не доточенные заготовки вёсел. Дочка попросила их себе в качестве барабанных палочек.

Такое поведение грушевых заготовок скорее всего было вызвано большими временными промежутками между операциями. В эти промежутки заготовка успевала набрать влажность (которая летом повышается) в периферийные свежеоголенные после токарной обработки слои и начинала деформироваться относительно оси вращения. Учитывая это своё умозаключение, я решил во что бы то ни стало точить за один присест все вёсла.

Второй раз за работу я взялся уже осенью, когда свободного времени стало побольше. Учитывая первый опыт грушу использовать не стал. Хотелось вёсла светлыми, примерно как мачта. Решил поэкспериментировать с яблоней. Тем более, что силовой каркас и планширь на модели из этой же яблони. Она заметно плотнее груши, более вязкая, точиться должна получше. Но как поведёт себя в процессе обработки - не известно.

Работа с самостоятельно заготовленным материалом доставляет мне особое удовольствие. Подобрал полешко поровнее и сделал из него шесть заготовок. Наметил центра на торцах.

В монографии указано количество вёсел - 4 шт. Я, как всегда, делаю с запасом - 6 шт.

Начало точения.
Начало точения.

Первым делом из бруска квадратного сечения выточил цилиндр. В этом деле отлично выручает четырёхкулачковый патрон. Небольшой остаток квадратного сечения оцилиндровал после смены патрона на трёхкулачковый. До начала работ я определил последовательность проходов и еще в момент подготовки заготовок я взял припуск по длине около трёх сантиметров для фиксации заготовки в трёхкулачковом патроне на последних проходах.

Резцы с насадками для обработки мягких цветных металлов отлично обрабатывают древесину. Некоторые моменты подправлял резцами от руки.

Процесс точения.
Процесс точения.

В течении одного дня я выточил все шесть заготовок. Яблоня точится гораздо веселее груши, чище. Заготовки не повело. Точил также как ножки и балясины для кукольной кроватки - настраивал станок на определённую операцию и прогонял все заготовки, затем следующую операцию и так до шлифования, после чего отрезал заготовку отрезным резцом от технологического припуска.

Заготовки вёсел после токарной обработки.
Заготовки вёсел после токарной обработки.

Плоскости лопастей я сформировал рубанком. Необходимую конусность на лопастном участке весла я задал еще на токарном станке с помощью поворотного суппорта. Особое внимание уделил ребру, которое формируется в месте перехода веретена в лопасть, и едва заметно сходит на нет к концу лопасти. На стыке веретена и лопасти в поперечном сечении получается ромб. И чем ближе лопасть к оковке, тем больше ромб сплющивается.

Между веретеном и вальком на чертеже монографии указан переходной элемент. Это место контакта с планширем и тросом, которым весло привязывается к нагелю. В этом месте веретено, как правило, обивалось кожей. На чертеже скорее всего имелось ввиду, что утолщение и есть кожа. Связавшись с автором монографии по этому вопросу я понял, что по факту все опять же зависело от конкретного мастера и рыбака, который лодку использовал. Один обшивал кожей, другой нет. То же касается и оковок. Но я решил сделать и оковки, и кожу.

Вёсла 🚣
Вёсла 🚣

Пошлифовал вёсла, покрыл шеллаком и сделал на лопастях оковки. Позже я добавил по два гвоздя в каждую оковку.

Вёсла с оковками на лопастях
Вёсла с оковками на лопастях

В монографии приведена схема окраски вёсел в соответствии с которой валёк имеет зелёный цвет, как и надводная часть бортов у лодки. Лопасть и рукоять весла - белый цвет. Окончание лопасти, после оковки - красный цвет. Поясок между веретеном и лопастью - тонкая полосочка зелёного цвета. Веретено не красится.

Кожу между веретеном и вальком решил имитировать термоусадкой чёрного цвета. Больше на ум ничего не пришло.

После окраски я сделал потёртости на покрашенных участках и полностью покрыл битумным лаком вёсла. Битум подсох и покрыл маслом. Получилось не плохо. Но меня не устраивала имитация кожи. Во-первых, она выглядит как резина, не натурально, не масштабно. Во-вторых, участок имитации кожи по длине я сделал, как указано в монографии. Я думаю коротковат этот участок получился, особенно это бросается в глаза, когда весло лежит на планшире.

В одну из поездок в Питер у меня было свободное время и я отправился Военно-Морской музей, чтобы найти ответы на накопившиеся вопросы. Конкретно меня интересовали вёсла и тросы, канаты, такелаж. Время пролетело незаметно. Хорошо, когда есть возможность смотреть не на фотографии, а непосредственно на экспонаты. Я нашёл ответы на свои вопросы...

... и перешёл к действиям. Прежде всего я твёрдо решил заменить термоусадку на настоящую кожу, сделать этот участок длиннее, чтобы он полностью размещался на планшире. Начал поиски подходящего материала. Первая мысль, снять шкуру с мыши или крота, чтоб масштабно было. 😁 В этом году соседский кот регулярно отлавливал на моём участке кротов и мышей, приносил и аккуратно укладывал своих жертв в одном и том же месте - на плите фундамента. Вариант со шкуркой крота негуманный 😁, поэтому я заглянул в Озон. Нашёл нубук коричневого цвета. Заказал. Отличный материал, он имеет мелкую текстуру кожи. Но толстоват. Я нарезал несколько полосок и острым ножом срезал основной массив кожи, оставил минимально возможную толщину. Ворс, появившийся после срезания массива кожи я обжёг горелкой, быстро проводя пламя вдоль кусочка кожи. Получился масштабный материал!

Работа с нубуком
Работа с нубуком

Снял с вёсел термоусадку и ножом удалил утолщение между веретеном и вальком выточенное ранее на токарнике. Приклеил кожу на вёсла. Просверлил отверстия 0,5 мм и забил по 6 гвоздиков. Получилось уже гораздо натуральнее.

На этом я закончил работу с вёслами. Можно выходить в гребное плавание 🛶

Багор.

Прежде чем приступать к изготовлению рабочей части багра, надо определиться с размером багровища (проще говоря черенок) и диаметром посадки багра на багровище. Диаметр багровища около 3 мм. Сам багор имеет конусообразную посадку на багровище. Чтобы равномерно обжать багор вокруг багровища и не промазать с диаметрами я выточил на токарном станке бронзовый наконечник. Он уже имеет конус и подходящий диаметр. Начал делать багор с пробника, чтобы понять как сделать обхваты черенка, в каком месте они сойдутся и какое расстояние между обхватами оставлять. Ну и в целом понять какие на что припуски давать. Материал - латунная полоса 0,4 мм.

После того, как пробник был обжат, обхваты сформированы, лишнее убрано я расправил его и по подобию сделал второй, чистовой, вариант. Обжимал аккуратнее, так, чтобы не помять.

-14

Толщина рабочей части багра мне показалась дохловатой - 0,4 мм всего. Для обхватов черенка этой толщины достаточно, а вот для рабочей части явно мало. Допаял полосу потолще и окончательно сформировал рабочую часть багра надфильками.

Затем просверлил отверстия под гвозди крепления багровища и зачернил багор.

Из яблони сделал багровище и насадил на него багор.

Пару фотографий новых вещей непосредственно на модели, для понимания размерности и масштаба.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

В следующем выпуске 📝 я расскажу о изготовлении рея (Рю)!

Подпишитесь 🔔 на канал, чтобы не пропустить новый выпуск.

Здесь сосредоточены все статьи по постройке модели.

Мой Telegram-канал.

Спасибо за внимание и до встречи на канале!