Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Что читать: "Девушка в белом с огромной собакой" Андрей Саломатов

Если вам интересно увидеть истоки отличной прозы Веркина и Геласимова, то очень рекомендую заглянуть сюда. Повесть 1988 года. Она небольшого объёма, часа на два чтения максимум, а удовольствия море. Девушка в белом с огромной собакой (сборник) Андрей Саломатов Возрастное ограничение: 12+
Объем: 330 стр. 1 иллюстрация
Правообладатель: ВЕЧЕ О чём? Вот сейчас не пугайтесь и не говорите: "шо, опять?" Да, это рассказ о долгом пятидневном запое двух лучших друзей, которые прошли "путь от студента МИФИ до грузчика мебельного магазина, побыв при этом и м.н.с., и сторожем, и фарцовщиком». Причём они не только пьют, они исповедуют принцип: «пьянство без приключений — один старческий алкоголизм да перевод здоровья». Они всё время перемещаются от одной забегаловки к другой, из одного дешёвого ресторана в другой, от одной случайной квартиры в другую. Наконец, из одного поезда под другой... Но не спешите разочаровываться. Здесь всё сложнее. Да что долго говорить, вот вам сходу цитата: "Ах, какой п

Если вам интересно увидеть истоки отличной прозы Веркина и Геласимова, то очень рекомендую заглянуть сюда. Повесть 1988 года. Она небольшого объёма, часа на два чтения максимум, а удовольствия море.

Девушка в белом с огромной собакой (сборник)

Андрей Саломатов

Возрастное ограничение: 12+
Объем:
330 стр. 1 иллюстрация
Правообладатель:
ВЕЧЕ

О чём?

Вот сейчас не пугайтесь и не говорите: "шо, опять?"

Да, это рассказ о долгом пятидневном запое двух лучших друзей, которые прошли "путь от студента МИФИ до грузчика мебельного магазина, побыв при этом и м.н.с., и сторожем, и фарцовщиком». Причём они не только пьют, они исповедуют принцип: «пьянство без приключений — один старческий алкоголизм да перевод здоровья».

Они всё время перемещаются от одной забегаловки к другой, из одного дешёвого ресторана в другой, от одной случайной квартиры в другую. Наконец, из одного поезда под другой...

Но не спешите разочаровываться. Здесь всё сложнее. Да что долго говорить, вот вам сходу цитата:

"Ах, какой плохой была погода в тот ноябрьский день. Мелкий ледяной дождь, насморочный ветер и небо, от одного вида которого хочется плюнуть и зажмуриться. В такую погоду хорошо только под теплым верблюжьем одеялом, но никак не на мосту. Здесь ветер с изнуряющим постоянством рвал с прохожих пальто и шляпы, и не дай бог в руках у кого-нибудь оказывалась картина или еще какой широкоформатный предмет. Начнет швырять по всему тротуару, только успевай прижимать этот предмет к груди. Именно этим и занимался Зуев на Киевском мосту. Уже пятнадцать минут он ждал здесь Шувалова, совершенно измучился и вымок. В руках у него были два больших холста, натянутых когда-то очень давно на подрамники. Холсты, словно живые, вырывались из рук Зуева, выталкивали его на проезжую часть, в общем, вели себя подло, если не сказать хуже."

Так начинается эта история. Ещё одна одиссея, но как же изобретательно она выводит нас на мифы о смерти!

Что хорошо?

Отличный язык. Чудовищная правда жизни. Потрясающий финал. Причём ни мы, ни герои не замечают сначала, в какой момент перейдена черта, когда весёлое беззаботное пьянство превращается в страшный беспросветный запой с нездоровыми фантазиями и галлюцинациями.

Только потом мы понимаем, что маркер здесь – та самая девушка в белом, бесплотное прекрасное видение. И собака с мёртвыми глазами. Проводники в мир духов.


"Вниз идти было легко, впереди бежала серебристая дорожка, и Зуеву показалось, что это и есть та самая дорога, которую он долго и безрезультатно искал всю свою сознательную жизнь."

Я думаю, что всё же этот текст не повествование о развитии белой горячки, как кажется с первого взгляда. И не картинки бытописания позднебрежневской или андроповской Москвы. Хотя всё это действительно описано мастерски. Всё не так просто. Это текст о том, как существование человека становится бессмысленным и беспощадным – беспощадным прежде всего к самому себе. О том, как человек встречается со своей смертью. И о том, как важны ритуалы при переходе.

"Погода ли повлияла так за Зуева или обстановка, но он вдруг с ужасом понял, что ему не интересно, а значит, не хочется жить. Что все происходящее на Земле он уже пережил, что было – знает, что будет – прозревает, и нет у него ни малейшего желания дожидаться завтрашнего дня, а завтра – послезавтрашнего."

Мне кажется, особенной пронзительности повесть достигает буквально в самом конце, когда интуитивно Зуев пытается именно через ритуалы облегчить путь своего друга в иной мир.

А ещё мне нравится, что пьянство здесь выглядит реально страшным, пугающим, непривлекательным. Жутким. Таким, какое оно и есть, без прикрас. Удивительно то, что мы видим процесс как бы и изнутри, глазами героев, и снаружи – глазами отстранённого рассказчика. Это красиво сделано.

Я нашла на Литресе, но наверняка она есть повсюду. Очень советую.

Читали? Будете? Обсудим?

Поддержать канал / подписаться в ЖЖОКВК и ТГ ❤️