Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан.
Достижению указанных целей служит реализация функций государства. Среди множества функций государства следует особо выделить правоохранительную функцию.
Определений последней функции существует множество. Наиболее полным, по мнению автора данной работы, является следующее: правоохранительная функция - деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества[1].
Указанная функция реализуется через особые виды деятельности государства – правосудие и правоохранительную деятельность.
Правоохранительную деятельность характеризует осуществление ее специально уполномоченными на то государственными органами, направленность на предупреждение и пресечение правонарушений различного характера, на охрану прав и свобод человека и обеспечение правопорядка, основанность на праве как процедурно, так и материально.
Однозначного понятия правоохранительных органов на сегодняшний день не выработано, так же как не существует четкого перечня органов, которые следует считать правоохранительными даже в действующем законодательстве.
Наиболее точным, с точки зрения автора данной работы, является следующее определение; к правоохранительным органам относятся специальные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, а также самого государства, которые образованы для осуществления конкретных целей, а именно защиты гражданина от преступных посягательств, охраны законности, правопорядка и общественной безопасности[2].
Свойствами правоохранительных органов являются:
1) специализированная цель деятельности - обеспечение соблюдения законности;
2) специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности;
3) наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения;
4) профессиональная деятельность в сфере правоохраны[3].
Основными направлениями осуществления правоохранительной деятельности можно назвать:
1) прокурорский надзор;
2) предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях;
3) оперативно-розыскная деятельность и охрана общественного порядка;
4) организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных актов.
Вопрос о том, можно ли отнести Федеральную службу судебных приставов к правоохранительным органам, на сегодняшний день окончательно не решен. Прежде всего, это связано с тем, что законодательно закрепленных понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная служба» не существует, что приводит к неопределенности статуса органов и институтов, осуществляющих указанный вид деятельности государства.
Если спросить сотрудников ФССП России считают ли они свою службу правоохранительной, то большинство из них ответят положительно. Но связано это будет, в большинстве своем, с причитающимися сотрудникам правоохранительных органов социальными гарантиями. Логично предположить, что, если бы эти гарантии не были бы им положены, то положительных ответов на данный вопрос было бы существенно меньше, возможно появились бы те, кто затруднялся дать однозначный ответ.
Абстрагируясь от льгот сотрудников, присущих статусу правоохранительного органа, (вопрос, безусловно, важный) попытаемся выделить указанные выше свойства, которые характеризуют ФССП России как правоохранительный орган.
Прежде всего, следует обратиться к задачам, возложенным на данный государственный орган, и направлениям, по которым осуществляет свою деятельность ФССП России.
Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность по направлениям принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Также на ФССП России возложено предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях. Отдельно следует сказать, что ФССП России осуществляет охрану общественного порядка в зданиях и помещениях судов.
Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (далее – Положение о ФССП России) на ФССП России на сегодняшний день возложены следующие задачи:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
3) управление территориальными органами ФССП России.
Также в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на дознавателей органов Федеральной службы судебных приставов возложено проведение дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311,статьями 312 и 315Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). В соответствии со статьей 23.68 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации ФССП России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьей 17.15 КоАП РФ.
Кроме того, с учетом реформы органов внутренних дел Российской Федерации основная часть функций по силовому сопровождению исполнительного производства, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Таким образом, Федеральная служба судебных приставов является специально уполномоченным на принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц органом. Кроме того ФССП России наделена функциями дознания, розыска должников и их имущества; на судебных приставов возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях; также судебные приставы наделены полномочиями, пресекать правонарушения в суде.
Далее следует отметить, что судебные приставы наделены правом на применение мер принуждения, им даны соответствующие права по задержанию, производству осмотра, изъятия, применению мер непосредственного принуждения.
Следствием права на применение мер принуждения является обязательность законных требований судебного пристава. Нарушение указанной обязанности влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством – административную, уголовную, взыскание исполнительского сбора.
Касаемо вопроса о профессиональном характере деятельности судебных приставов, то следует обратить внимание на то, что судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими. Указанный статус подразумевает осуществление судебными приставами своей деятельности на профессиональной основе, поскольку государственные служащие осуществляют свою деятельность возмездно, и иной оплачиваемой деятельностью им заниматься запрещено (за исключением научной, творческой, преподавательской).
Таким образом, ФССП России обладает большинством признаков, характеризующих правоохранительный орган, но в то же время не обладает официально закрепленным статусом правоохранительного органа.
Вместе с тем в действующем российском законодательстве закреплен ряд норм, приравнивающих ФССП России к правоохранительному органа. Это, прежде всего, акты, регулирующие правовую и социальную защиту судебного пристава.
В первую очередь, говоря о таких актах, следует остановиться на УК РФ и Федеральном законе от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее – Закон о государственной защите).
Статьи 295 - 296 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за посягательство на жизнь и здоровье ряда лиц и их близких, в том числе и судебного пристава, если данное деяние было вызвано деятельностью потерпевшего[4].
Статья 2 Закона о государственной защите определяет круг лиц, подлежащих государственной защите. Среди таких лиц указаны и судебные ИСПОЛНИТЕЛИ.
Согласно Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Минюста СССР от 15.11.1985 N 22, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществлялось судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах.
С принятием Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц было возложено на Федеральную службу судебных приставов.
Исходя из указанного, судебные приставы-исполнители являются правопреемниками судебных исполнителей, и, вследствие этого, лицами, подлежащими государственной защите.
Подводя итог вышеуказанному, можно сказать, что Закон о государственной защите и УК РФ относят судебных приставов к сотрудниками правоохранительного органа.
В настоящее время в Министерстве юстиции Российской Федерации разрабатывается законопроект, предусматривающий, в том числе, наделение Федеральной службы судебных приставов статусом правоохранительного органа.
Появление указанных законодательных новелл должно, прежде всего, повысить качество исполнительного производства. Судебные приставы-исполнители получат возможность использовать для розыска должника и его имущества базы данных Министерства внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и иные информационные банки.
Также возможно будет ввести должность помощника судебного пристава-исполнителя. Введение указанной категории должностей позволит распределить функции по непосредственному исполнению и функции по процессуальному сопровождению исполнительного производства между различными категориями лиц, обладающих различной квалификацией и полномочиями, что снизит нагрузку на судебного пристава-исполнителя и будет способствовать повышению качества исполнительного производства.
Кроме того, судебные приставы, при наделении их статусом сотрудников правоохранительных органов, будут обязаны проходить военно-врачебную экспертизу. По действующему законодательству судебным приставам разрешено выдавать и использовать оружие, но проверять их психическое здоровье не обязательно. Указанные нововведения позволят исключить появление в рядах судебных приставов лиц, имеющих какие-либо проблемы с психическим здоровьем.
Также наделение ФССП России статусом правоохранительного органа позволит установить наличие высшего юридического образования в качестве обязательного условия для назначения лица на должность судебного пристава, что будет способствовать улучшению качества кадрового состава ФССП России и, как следствие, повышению качества исполнения судебного решения.
[1]Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С.25
[2]Опарин В.Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1998.
[3]Сопнева Е.В. О системе правоохранительных органов "Таможенное дело", 2007, N 3
[4] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, 2012.