Что же такое Грааль? Европейское сообщество в лице политических деятелей и просто любопытных индивидов давно бьется над этим вопросом. Грааль - это артефакт? Например, Чаша. Это метафора? То есть человек с кровью Грааля. Это камень? Например, изумруд.
Вопросы, на которые пока для обычного человека нет однозначных ответов. Возможно, сильные мира сего эти ответы получили.
Кто же так хотел заполучить Грааль в ХХ веке? Гитлер. У него уже было Копье Судьбы, но он - лидер фашистов - хотел больше - Грааль, ведь Он исполняет все желания. Гитлер очень верил в мифы и легенды, недаром было создано тайное общество "Туле", которое изучало мистику, фольклор, прежде всего немцев, и рыцарские романы, где присутствовал Грааль. Позже этим стало заниматься общество Аненербе (Наследие предков), которое создал Генрих Гиммлер, один из фашистских лидеров. Нашли ли немцы что-либо? Если да, то это уже принадлежит США, которые после оккупации фашистской Германии уволокли в свою страну все архивы.
Занимался поисками Грааля Отто Ран. Он был назначен фашистами главой экспедиции в южную Францию, где в свое время жили альбигойцы (в Провансе), которые по преданиям спрятали Грааль, а потом передали его тамплиерам. Многие слышали про Монсегюр, где казнили еретиков (сожгли тысячи и тысячи отступивших от католической веры). Что нашел Ран? Много написано про его поиски, но ответа так и нет.
Сталин параллельно Гитлеру стал искать Грааль в другой части света, на Тибете. Минимум дважды посылали экспедицию по поискам Грааля. Одновременно искали Шамбалу. И, видно, так и не нашли то, что искали.
Зачем же этим политическим лидерам нужен был Грааль? Это очевидно. Грааль дает то, что желаешь. Он изменяет Пространство и Время. И, возможно, связан с продлением Жизни, с Вечной Жизнью. Но что это? Кто-то пишет, что это человек с кровью Христа. Так, Е. Блаватская в своей "Тайной доктрине" пишет, что это Храо-эль. Человек с чистым сердцем. Кровь Христа - метафора. Это глубоко нравственный человек, чуть ли не Ангел. Именно такой человек способен на многое, но только на добрые дела. И, по существу, Чаша с кровью Христа, как называют Грааль - аллегория. Это Человек с кровью Христа - идеальное существо.
Но многие считают Грааль именно Чашей из изумруда или другого камня, но именно зеленого цвета. Таким предстает Грааль в рыцарском романе известного трувера (северо-французского поэта Средневековья) - Кретьена де Труа в его романе "Персеваль, или повесть о Граале".
Другие считают, что Грааль - это огромный камень зеленого цвета, возможно, изумруд. Именно таким Грааль предстает в романе другого поэта Средневековья, уже немца - Вольфрама фон Эшенбаха.
ВО́ЛЬФРАМ ФОН Э́ШЕНБАХ (Wolfram von Eschenbach) (ок. 1170, Эшенбах, ныне Вольфрамс-Эшенбах, земля Бавария – ок. 1220), немецкий поэт-миннезингер. О жизни Вольфрама. известно в основном из его собственных произведений. Происходил, вероятно, из рода рыцарей-министериалов. В отличие от других миннезингеров старшего поколения, Эшенбах не обучался в церковной школе, чем очень гордился, утверждая, что своим искусством обязан только самому себе. Странствовал; некоторое время, возможно, служил в Оденвальде-на-Майне у графа фон Вертхейма. Наиболее длительным и продуктивным было пребывание в Вартбурге, при дворе мецената ландграфа Германа I Тюрингского, который познакомил Вольфрама с французской куртуазной лиературой (в т. ч. с романом Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале»).
Главная книга Вольфрама - это стихотворный рыцарский роман «Парцифаль» («Parzival», ок. 1200–1210, изд. в 1477). Принято считать, что 5-я и 6-я книги главного сочинения Эшенбаха были написаны в Вартбурге.
«Парцифаль» сочетает в своём сюжете материал артуровских легенд и цикла легенд о святом Граале. Юный Парцифаль вначале из неумелого простака преображается в куртуазного рыцаря, а затем от отчаяния и сомнения в Божественном милосердии приходит к религиозному смирению, что и позволяет ему наконец достигнуть королевства Грааля, где он должен властвовать. Все эпизоды романа (начиная со вступления) имеют завуалированный мистический смысл, который, однако, соединяется у Эшенбаха с жизнерадостным мироощущением и неповторимым юмором, сохраняющимся даже при упоминании о собственной бедности. На сюжет романа написана опера Р. Вагнера «Парсифаль» (1882).
Роман Эшенбаха как любой рыцарский роман во времена Средневековья имеет приключенческий сюжет. Описывать все приключения рыцаря Працифаля не будем. Там интересен эпизод, когда герой встречает короля-рыбака и видит мистерию Грааля и сам Грааль в виде огоромного зеленого камня.
"Очутившись в лесу, на берегу озера, Парцифаль видит в окружении рыбаков человека в расшитом золотом королевском одеянии, и тот предлагает ему переночевать в его замке. К изумлению Парцифаля, жители приветствуют его радостными криками. В роскошной зале он видит хозяина замка, Анфортаса. По его виду Парцифаль догадывается, что тот тяжело болен. Внезапно начинают происходить необъяснимые вещи. В зал вбегает оруженосец с окровавленным копьём, и все начинают стонать и плакать. Потом появляются прекрасные девы со светильниками, а за ними — королева, которая вносит священный камень Грааль, от которого исходит чудесное сияние. Когда она ставит его перед Анфортасом, на столах вдруг появляются изысканные кушанья. Парцифаль потрясён всем происходящим, однако он не решается задавать вопросы. На следующее утро он обнаруживает, что замок опустел, и едет дальше".
По сюжету Парцифаль - избранный герой. Он должен был задать больному королю вопрос, но так и не сделал это, то есть не проявил Милосердия и Доброты. И только в конце романа, когда герой нравственно преображается, ему суждено стать рыцарем Грааля.
"Однажды на святом камне появилась надпись: исцелить Анфортаса может рыцарь, который, исполнившись сострадания, задаст ему вопрос о причине его мук. Парцифаль узнает, что после исцеления Анфортаса хранителем Грааля станет тот, чьё имя появится на камне".
"...молодой рыцарь прошёл все испытания и искупил свою вину. На камне Грааль появилось его имя. Небеса избрали Парцифаля: отныне он становится хранителем Грааля. Парцифаль с Фейрефицем прибывают в Мунсальвеш, и Парцифаль наконец задаёт Анфортасу вопрос, которого все так долго ждали. Анфортас исцеляется. В это время в замок приезжает супруга Парцифаля, Кондвирамур, с двумя сыновьями. Фейрефиц принимает святое крещение и женится на сестре Анфортаса. Все в замке празднуют избавление от бедствий, некогда постигнувших королевство".
История Парцифаля и Грааля глубоко символична. Она просто "напичкана" аллегориями и символами. Больной король-рыбак - скорее всего, человек, преступивший нравственный закон, ранее хранитель Грааля. Королева Репанс, несущая камень Грааль и сопровождаемая 12-ю невинными девами - символизирует нравственную чистоту. Само имя Репанс означает негневливая. Парцифаль - прошедший многие испытания, нравственно преобразился. Он стал милосердным. И, как минимум, мы видим несколько добродетелей, которые позволяют герою стать хранителем Грааля (ведь камень подпускает к себе не многих).
Милосердие, Доброта, Искренность, Справедливость, отсутствие агрессии - Смирение. Эшенбах говорит не только о рыцарском куртуазном идеале, но и идеале христианском.
В романе мы видим путь человека, который не стал Граалем, но стал его хранителем. Похоже, это тоже метафора. И, таким образом, в романе Вольфрама как бы два Грааля - сам камень и человек с сердцем Христа.
И если вчитаться в роман миннезингера, то Граалем становятся через сложную духовную трансформацию ("Душа обязана трудиться").
Наверно, недаром, в христианской практике есть такая традиция, как почитание святых. Может, это и есть Граали, мощи которых исцеляют до сих пор? (Возможно, Сталин искал Будд, ведь это нравственно чистые люди, доведшие себя до состояния мумии - нирваны).
П.С. Искать Грааль в самом себе - такова идея романа Вольфрама фон Эшенбаха "Парцифаль". Путь к Граалю - это путь к себе милосердному и смиренному. А когда ты сам Грааль, то все твои желания сбываются.