В преддверии инаугурации Путина эксперты обсуждают возможные кадровые перестановки в правительстве. Антон Силуанов благодаря своей огромной ошибке может стать кандидатом на увольнение.
По глупости потеряли миллиарды
С конца 2023 года в России экспортеры каменного угля должны платить в казну дополнительный налог в размере 5,5% от размера экспортной. Решение это экономисты называли спорным с самого начала. И, к сожалению, были правы.
Чего хотел добиться Силуанов
Минфин, вводя санкции, хотел добиться увеличения дохода с продажи каменного угля. Его поставки были стабильными и объемными, и ведомство справедливо полагало, что обложение сделок дополнительным налогом приведет к дополнительным доходам. Но что-то пошло не по плану.
Чего Минфин добился
Введение дополнительного налога хорошо отразилось на бюджете страны (она смогла выйти в сверхприбыль), но на доходах экспортеров отразилась плохо. Они, решив сократить расходы на пошлину, сократили объем поставок и выработки. К чему это привело:
- объем экспорта каменного угля сократился на 17%;
- снизилась маржинальность экспорта;
- цены на уголь на мировом рынке достигли рекордного минимума.
Планировал ли Минфин такие результаты? Судить сложно. С одной стороны удивляет необдуманность действий Силуанова и невнимательность к котировкам. С другой стороны ориентация министра на Запад и желание сохранить торговые отношения с ним даже в убыток себе известна давно.
Поздно осознали ошибку
В мае Минфин планирует отменить дополнительную пошлину на каменный уголь. Это позволит постепенно нарастить объемы поставок и вернуться к прежним значениям доходности экспорта. Однако все еще не решен вопрос: почему уголь Силуанову кажется более ценным экспортным товаром, чем золото?
Ведь не раз рассматривалась возможность ввести дополнительный налог на экспорт драгметаллов. Россия является крупнейшим поставщиком золота, которое всегда пользуется спросом. Нет ничего более стабильного, чем курс золота. Но вместо дополнительной пошлины Силуанов отменил для экспортеров золота все имеющиеся.
Вот и теперь, после признания ошибки с экспортом угля, Минфин не спешит исправлять ту же самую ошибку, но уже с золотом. Это наводит на мысль, что у Минфина есть тайное желание вывезти все российское золото за границу. Тем самым лишить Россию стабильности в будущем.