Многие ученики часто путают причастия и деепричастия. Обе части речи действительно имеют схожий признак, они отражают действие. Только причастие указывает на признак предмета по действию, а деепричастие придаёт дополнительное действие к основному.
Объясню, как быстро и легко научить детей отличать причастия от деепричастий. Методика проста, проверена временем. А самое главное, что этот ассоциативный ряд очень легко усваивается подростками, которым порой трудно запоминать скучные правила.
Причастия
Итак. Мы с начальной школы привыкли определять части речи, задавая вопрос.
На вопросы «какой?», «какая?», «какие?» отвечает прилагательное. И, по чудному совпадению, причастие тоже. А ещё, что здорово, обе части речи начинаются с одинаковых букв ПРИ: ПРИлагательное, ПРИчастие. Поэтому схема такая: видим слово, похожее на прилагательное, проверяем вопросом, решаем, есть ли в нём действие. И по трём буквам смело заявляем, что перед нами причастие.
Если сомнения остаются, можем проверить наличие действия. Причастие разбиваем на словосочетание со словом который(ая/ые).
Например:
- птица, сидящая на дереве – птица, которая сидит
- ученик, выучивший урок – ученик, который выучил
- сданные экзамены – экзамены, которые сдали
Для пущей уверенности можно вспомнить и суффиксы причастий. Но обычно, до этого редко кто доходит😊
Не советую проверять причастие зависимыми словами, так как у прилагательных они тоже бывают. Сначала часть речи, потом уже всё остальное (я про причастный оборот).
Деепричастия
Схема идентичная: задаём вопрос к слову. Два лучших вопроса – это «Что ДЕлая?», «Что сДЕлав?». Подошли вопросы? Значит, перед нами ДЕепричастие, ведь название снова начинается с тех же букв, что и вопрос. Проверяем себя, а есть ли дополнительное действие?
Например:
- учитель вёл урок, вздыхая – учитель вёл урок и при этом вздыхал
- пролетая над нами, ворона каркала – ворона каркала и при этом летела
- мама, прочитав книгу, улыбнулась - мама улыбнулась, при этом она прочитала книгу
Пусть дети запомнят именно эти два вопроса к деепричастиям. Не нужно путать их длинным списком, в котором есть совпадения с вопросами наречий (как, каким образом и т.д.). Это усложнит запоминание и нарушит ассоциативный ряд.
С помощью ассоциативной памяти можно выучить и другие правила в русском языке, а также во многих дисциплинах. Для этого нужно придумывать и запоминать взаимосвязи между понятиями, а не только сами отдельные понятия. Это относится к визуальной и вербальной информации - запоминание того, как связаны два слова (например, мужчина – женщина), или видение объекта и его альтернативного названия (например, гитара).
Жду учеников на эффективных и совсем не занудных уроках!
Мой ник в telegram @alevacheva