«Остров Родос лежит в бескрайнем море. В давние времена, когда он еще был погружен на дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя. Тут и стоит Колосс высотой в семьдесят локтей, созданный по подобию Гелиоса» - так писал филосов Филон о шестом Чуде света.
Надо сказать , что Родос вообще славился своими скульптурами. Одним из входивших в десятку лучших скульпторов Родоса был Харес Линдский. Видимо именно он и был творцом Родосского Колосса. О скульпторе известно мало : он жил в IV-III веках до н. э., был учеником Лисиппа (придворного скульптора Александра Македонского) и создал огромную статую, которую которую консул Лентул привез в Рим и поставил на Капитолии.
Легенда и правда о Колоссе Родосском так слились, что сложно отобрать достоверные факты. Про статую писали многие античные авторы, но ни один из них не видел ее стойщей. К тому же их высказывания зачастую противоречат друг другу.
По одному из описаний Колосс был медно-красным гигантом, высотой в тридцать пять или сорок метров, который держал над головой чашу с раскаленным углем и стоял , широко расставив ноги при входе в порт , т.е. корабли при заходе в порт проплавали прямо под Колоссом.
По другому описанию Колосс возвышался на пьедестале посреди города Родоса, на холме, где позже была построена часовня святого Иоанна Колосского.
А вот третье описание Колосса. В нем говорится , что император Нерон повелел перенести статую с одного места на другое, и заменить голову Колосса на собственный портрет. А позже император Коммод якобы также обезгдавил нероноподобного Колосса и заменил своим скульптурным портретом. Правда в XIX веке выяснилось, что авторы этих описаний имели в виду совсем другой Колосс, почти тридцати метров высотой, которого изваял скульптор Зенодор, придав ему сходство с Нероном. Скульптура эта, отлитая из бронзы и позолоченная, стояла вблизи римского Колизея. После смерти Нерона ее объявили статуей бога Гелиоса.
Согласно Филону, описание которого считается наиболее достоверным, Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что уже «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой руке он держал факел,который служил маяком. Вероятно, этот Колосс изображен на лицевой стороне родосской тетрадрахмы середины III века до н.э.
Филон предполагает, что для сооружения Колосса у Хареса имелись помощники. Статуя же отливалась так: сначала Харес «отлил и поставил ноги Колосса». Потом постепенно отливал остальные части тела, «соединяя их с теми, которые уже стояли». Статуя росла, и он «обкладывал ее вокруг массой глины и песка, закрывая таким образом законченную часть статуи, а потом засыпал еще и камнями, чтобы все держалось вместе». В общем, Харес поступил так же, как при отливке любой большой статуи или колокола, только не опускал форму в землю, а обкладывал форму землей. Технически это возможно, хотя учитывая высоту Колосса достаточно сложно. На изготовление всей статуи было потрачено 12 лет и более 60 тонн металла (в основном это были военные трофеи ).
Возведение Колосса не вызвало одобрение в народе - утверждали, что такая огромная и дорогая статуя ни к чему. Были также пророчества, что такая большая статуя рухнет и ее падение станет одновременно и падением Родоса.
Колосс простоял совсем недолго , около шестидесяти лет, и рухнул «во время страшного землетрясения.» Античный историк Страбон, который посетил Родос в начале нашей, писал: «Теперь он (Колосс) лежит на земле, поваленный землетрясением, сломавшись в коленях. Из-за какого-то пророчества родосцы больше уже его не поставили».
Последнее свидетельство о Колоссе относится к 653 году н. э. В то время Муавия, будущий халиф Дамаска, завоевал остров Родос и, по сведениям византийского историка XII века Зонары, якобы продал обломки Колосса «какому-то еврею из Эдессы» как лом..
До наших дней от Колосса не сохранилось ничего.
*Плиний о Колоссе
«Путешествие к семи чудесам света». Войтех Замаровский , издательство «Детская литература», Москва 1980 год.