Снова родитель особенного ребенка и педагог повздорили из-за пирамидки

1,2K прочитали

Когда я еще только устраивалась на работу кружковым педагогом в специализированное учреждение для детей с особенностями развития, а потом привыкала к ведению занятий с необычными детишками, мне выделили замечательного наставника - опытную учительницу, которой я до сих пор восхищаюсь.

Она уже ушла на пенсию и давно не работает в нашем учреждении, но множество ее напутствий я помню до сих пор, и они меня не раз в работе выручали.

А еще я помню одну её фразу, которую она мне сказала, когда я обратилась к ней с вопросом о том, какое пособие лучше всего использовать в самый первый момент, когда маленький ребенок впервые приходит в наш кабинет на занятие, и я о нём ровным счетом ничего не знаю (хотя, заметим, диагнозы всех детей в то время педагогам были известны, это считалось нормой).

Она сказала:

- Настён, не читай ненужных зарубежных псевдо-методичек о том, что надо использовать такие-то и такие-то "ультра-шмандер-мандер-консоли" или электронные диагностические планшеты (которыми в то время только-только начали наводнять наше особое заведение). Все эти методички и разработаны лишь для того, чтобы продать их побольше и подороже. А для более-менее правдивой диагностики и обучения элементарным навыкам сгодится всего лишь… наша старая добрая ПИРАМИДКА!

Пирамидка?

Ну да, конечно! Тут тебе и цвета, и формы, и размеры… А еще можно сразу узнать, насколько хорошо ребенок владеет ручками, как у него с координацией, да и вообще с соотношением движений рук и глаз. А еще - колечки можно считать, передавать с пальца на палец, нанизывать на веревочку как бублики. Да и сама по себе пирамидка может быть довольно увлекательной игрушкой… хотя бы для малыша. В общем, в нашей работе пирамидка - вещь незаменимая!

Но почему-то многим людям трудно к этому прийти. Вот прямо камнем преткновения эти пирамидки стали!

Раз от разу мы с коллегами замечаем, как же не любят пирамидки родители наших особенных воспитанников!

Может быть потому, что сейчас действительно развелось повсюду множество вот этих супер-пупер развивашек с электронным управлением? При этом - разных ценовых категорий, и многие из них вполне способен приобрести даже родитель с низким доходом! А сами пирамидки растворились в тени этих новомодных пособий?

Но постойте, тогда возникает некий "диссонанс" в голове! Ведь, по логике, если все эти "штуки-дрюки" - такие крутые, полезные и эффективные, откуда же тогда столько "запущенных" детишек (независимо от их диагноза), которые не отличают красный круг от синего квадрата, палочку от шарика, а трактор от холодильника? Ведь если повсюду все пользуются только новейшими разработками, то почему же у нас так мало гениев, которые "гении по знаниям и умениям", а не потому что "мама так сказала"?

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Ах да, насчет пирамидки

У нас в "творческом" кабинете их несколько: большие, маленькие, деревянные, пластмассовые, в виде зверушек, башенок и просто с кольцами. И, то и дело, мы с коллегами их на занятиях применяем.

И, между прочим, многие дети охотно с ними играют. Даже тяжелые детки-"ментальники", которые не понимают обращенную речь, не понимают инструкций, не владеют какими-то элементарными навыками, которыми вообще-то необходимо владеть, если уж его в творческий кружок помещают.

А-ха, щщщаз, навыки ей подавай, капризной педагожке! Да скажи спасибо, что тебя не покусали и стулом по башке не огрели! А формировать навыки - это уже ТВОЯ забота!

Ах, вечно я отступаю на "душеизрыгательные" паузы. Прошу прощения, видимо, мне, работающей на ТАКОЙ работе, это время от времени помогает "перещелкнуться" на режим второго дыхания (если такое вообще существует).

В общем, если НЕ МОЖЕТ ребенок ввиду своих тяжелых ментальных нарушений вообще что-то делать в кабинете, нам приходится прикрываться этими самыми пирамидками…

Почему?

Так, допустим, творческая деятельность, предусмотренная кружком, для некоторых ребят - это что-то из области фантастики!

  • Пластилин, клей, краски, бумагу? А мы ее просто едим. Что делать? Правильно, дать пирамидку! Чтобы хотя бы минуток на 5 ребенок остановился и заинтересовался. Ну и грызть колечки пирамидки - не так опасно, как пластилин. Все-таки, после каждого занятия мы их обрабатываем!
  • Театральные перчаточные куклы? Бог с вами! Если даже ребятки и обратят на них внимание, то совсем не такое, как мы рассчитывали! Ребенку всё равно, лисичка ли это, кошечка или медведь. Сразу отрываем ему резиновую голову, а тряпичную основу - рвём изо всех сил. А у пирамидки - и голову отрывать не надо, ведь голова сама по себе "съемная". И туловище - разбирается и собирается как душе угодно (тут уже бесполезно требовать надевать колечки правильно, лишь бы усвоил, что колечко надевается на палочку, а не стульчик на голову педагога)!
  • Те самые "моднявые электронные пособия"? Ну да, ну да! Когда ребенок кокнет об пол первое же из них, кто платить будет? Мамочка ребенка? Ага, щщаз! Ответственность понесет только педагог, который не нашел правильный подход к ребенку и из-за этого не уберёг пособие. А пирамидка (особенно деревянная) - штука прочная и надежная. Как уронил - так и собрал.

Ну, примерно так…

Арсений

Мальчик из нашего стационара, 3 года, ментальные нарушения и сильная задержка в целом.

Обращенную речь - не понимает, не разговаривает, еда, одевание - только с мамой, туалет - никак (в памперсе ходит), сам на занятиях - не остается, сразу кричит, визжит и плюхается на пол всем Арсением.

В игровой комнате - ничем не интересуется, почти все игрушки оттуда игнорирует, даже звучащие, трещащие, пикающие и мигающие.

Может, конечно, на несколько минуток задержать своё внимание на игрушке, если только воспитательница (с разрешения мамы) "скрутит" его и сядет вместе с ним за столик и будет показывать и рассказывать об этой игрушке. Но, увы, когда воспитатель расслабляет объятия, Арсений - тут же "вытекает", выпрыгивает на пол, а потом - либо носится, либо просто скачет и кричит, либо толкает попой дверь в коридор (и иногда туда выбегает), либо танцует на месте, озвучивая это рыками: У! У! У!

Но! Кое-какие навыки всё же у него есть! Он умеет переводить пальчиком песенки из плейлиста в мамином телефоне! И песенки, кстати, не какие-то там "взросло-пошляцкие", а именно детские: Фиксики, Барбарики, Три кота и т.п.

Но, видимо, на этом, все Арсюшины "творческие поиски" и заканчиваются.

Арсений в кружке "Игротерапия"

Мне очень нравится руководитель этого кружка - молодая девушка Н., симпатичная-симпатичная, прямо кукольной внешности! Она - по-настоящему добрая, очень любит мелких, всегда им улыбается, сюсюкает, даже на ручки берет (да дети сами сломя голову на нее порой карабкаются).

Честно, если бы у меня в детстве была такая добрая воспитательница, я бы сама обожала ее и прыгала к ней на ручки.

Это был уже их второе занятие.

Первое, с горем пополам, они преодолели еще в понедельник. Почему с горем пополам? Да потому что Н. на уроке все приготовленные на дневной план игрушки и пособия "перевела", а Арсений - ни одним так и не заинтересовался.

Остановился, пожалуй, только на пирамидке… Как говорила Н., сразу было понятно, что эту штуку он видит впервые.

Это было примерно так: мама, сдавив Арсения у себя на коленях, сидела за столиком, а Н., сюсюкая, медленно снимала с пирамидки колечки. А потом предложила ему попробовать надеть их снова.

И, с маминой помощью, рука в руке, он, периодически вырываясь и выкрикивая гневные звуки, он всё же завершил строительство пирамидки. А потом - вырвался и бросился в дверь. И мама поняв, что занятие можно не продолжать, распрощалась и убежала за ним.

Но ведь... лёд-то тронулся!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А что теперь?

Ну, как поняла педагог Н., раз уж из всех-всех пособий Арсению более-менее "зашла" именно пирамидка, она посчитала, что отрабатывать (фу ты, сказанула, какое там отрабатывать… ФОРМИРОВАТЬ, вот!) хоть какие-то навыки они будут именно на пирамидке.

И приготовила к его занятию сразу три вида. Поставила все 3 на стол. А что, пусть выбирает!

И вот… заходят ОНИ!

Арсений, как ни странно, не сопротивляется. Бежит к столу с пирамидками, сразу снимает голову с большой пирамидки-обезьяны (прикольная такая, мартыха в "полосатом свитере").

Н. - сразу убирает две другие пирамидки, раз уж мальчишка обезьяну предпочел.

Но тут, как говорила Н., лицо мамы Арсения буквально скисло на глазах:

- Как? Опять пирамидка? Мы же на ИГРОТЕРАПИЮ пришли, значит вы должны с ним ИГРАТЬ! А вы ему снова пирамидку суете. Жаль, я думала, что у вас тут будет интересно…

Недолгая немая сцена...

Не потому что кто-то сморозил глупость, а потому что наша супер-сдержанная и тактичная Н. в это время считала в уме до десяти, дабы не проявить гнев... Кстати, наша наставница тоже нас этому учила.

В любом случае, пожелаю дорогим читателям хорошего настроения, несмотря на любые чьи-то высказывания.

А я буду ждать Вас здесь, с добрыми лайками и новыми подписками.