Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

"Венера в мехах" или кто придумал Мазохизм. BDSM серебряного века

Оглавление

Сегодня снова поговорим о сокровенном и потаенном. Приглушите свет, поставьте чайник и пока он шумит погрузитесь в чтение.

В этой статье вы узнаете:

  • Кто такой Леопольд фон Захер-Мазох и чем он знаменит
  • Какой может быть BDSM во времена строгой морали
  • Что главный герой сделал не так и как бы мог поступить иначе

На всякий случай: я люблю конструктивную критику и культурный диалог. На положительные комментарии тем более рад ответить. Можно даже написать что-то оскорбительное - тут я конечно не отвечу, но мысленно скажу спасибо за продвижение канала!

В нужном месте в нужное время

Субъективная ценность книг в своевременности. Если ты пересечешься с книгой раньше или позже подходящего момента - она может не иметь веса, возможно даже покажется глупой, ненужной или неинтересной. Но если все совпадет, то эффект будет сильный: ведь сейчас она говорит именно с тобой, на те темы, которые тебя волнуют.

"Книги, которые НЕ изменили мою жизнь". Чаще всего такие книги не меняют жизнь, это слишком сильное и пафосное заявление (если вашу жизнь изменила какая-то книга, напишите в комментариях). Не меняют, просто немного помогают, направляют, подсказывают. Это как разговор с другом, со страшим братом, с более опытным товарищем. Он выслушает тебя, посмеется, тебе может стать стыдно, но в итоге ты услышишь именно то, что нужно было.

Для подростка такой книгой может быть «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера или более современная «Хорошо быть тихоней» Стивена Чобски. Для каждого возраста, ситуации и настроения найдется своя книга.

Прочитаешь и сделаешь выводы. Пойдешь дальше немного другой походкой.

Юношеские страдания. Это был похожий случай. Первый курс универа (2010 год), в очередной раз потерпел романтическое фиаско - взгляд на мир был мрачен и печален.

«Настоящий детектив»
«Настоящий детектив»

Задаваясь в очередной раз бесполезным вопросом «почему так?!», искал чем себя занять. Под руки попалась книга «Венера в мехах»: краткое описание намекнуло на идентификацию с героем. Начал читать.

Книга автобиографична, так что сначала поговорим об авторе.

Леопольд фон Захер-Мазох: отец Мазохизма

Несколько интересных фактов.

№1 Австрийский писатель родился в Лемберге (современный Львов). В городе и сейчас есть памятник писателю, около ресторана, на месте, где он родился.

Памятник Мазоху
Памятник Мазоху

В 12 лет семья переезжает в Прагу, где Леопольд учит немецкий язык, на котором и пишет потом все свои произведения.

№2 Представление о Мазохе у людей, его не читавших может быть искаженным. Рядом с мазохизмом часто идет садизм с Маркизом Де Садом, с его шокирующими образами и темами. Сам Мазох не имеет отношения к подобному: тексты Леопольда романтические и сентиментальные, герой робок и чувствителен. Его отклонения это больше фантазии и рефлексия, чем что-то реально шокирующее и кому-то угрожающее.

№3 Леопольд писал не только о мазохизме. Там были и пьесы, фельетоны, исторические повести. Слава его было недолгой: немецкая строгая мораль плохо сочеталась с его темами. Но во Франции он был популярен. Там печатали не только "Венеру в махах", но и другие его исторические романы, которые не имели отношения к мазохизму.

Откуда же он взялся?

№4 Как обычно все из детства. Юного Леопольда привлекали жизнеописания мучеников и их страданий. Позже он найдет в мучениях много поэтического: страдания очищают и возвышают.

Первой же детской влюбленностью Мазоха была графиня Зиновия - подруга отца, которая любила шикарно одеваться и носить меха. Он завороженно наблюдал за ней. Однажды он спрятался в ее шкафу и она его отлупила. Именно в этот момент он впервые испытал первое эротическое переживание. С тех пор женщина в мехах с плеткой стала любимым и навязчивым образом Леопольда.

Готов к порке?
Готов к порке?

На каждую новую особу в своей жизни он в первую очередь примерял меха. В своей голове: «нет, я не могу представить ее в мехах…»

№5 Первый успех в литературе и Тургенев. В 1866 году он пишет новеллу «Дон Жуан из Коломыи», которая приносит ему известность. Этому способствовало предисловие знаменитого критика, который называл Мазоха «австрийским Тургеневым». Влияние Тургенева действительно прослеживалось, Леопольд любил его творчество.

Сам же Тургенев относился к личности и творчеству Захер-Мазоха с неприязнью: «Я с ним не знаком лично - и, признаюсь, небольшой охотник до его романов. В них слишком много «литературы» и «клубнички» - две вещи хорошие, но при излишнем пережевывании - не терпимые».

Тут он немного лукавил. За год до «Венеры в мехах» у Тургенева вышел немецкий перевод повести «Переписка». В которой главный герой влюбляется и отдается во власть женщины. «В любви одно лицо - раб, а другое - властелин». Что-то это напоминает…

№6 Роман «Венера в мехах» во многом автобиографичный. Взаимоотношения Леопольда и жены во многом схожи с главным героем Венеры. Жена в свое время даже взяла себе псевдоним «Ванда» в честь героини романа. Но отношения закончились и в реальной жизни: жена устала от причуд мужа и покинула его.

Чем же интересен сам роман?

"Боль - это слабость покидающая твое тело"

Страдания это классика

Конечно, моральные страдания придумал не Мазох. Мало кто может посоревноваться в этом с классической русской литературой. "Классическая русская литература - когда страдает или писатель или читатель или герой. В великом же произведении страдают все сразу".

Достоевский препарировал муки совести и идею о сверхчеловеке в "Преступлении и наказании". Лермонтов показал потерянность и ненужность, отчужденность от жизни в "Герое нашего времени". Множество примеров приходит в голову.

Гумберт. «Лолита» (1997)
Гумберт. «Лолита» (1997)

Например, герой "Лолиты" Набокова страдает уже ближе к нашей теме: сексуальные девиации и навязчивые образы из детства, вот что заставляет героя делать то, что он делает. В процессе он себя то презирает, то возвышает над всеми вокруг. Шаткое положение человека с нездоровыми увлечениями.

Фантазии о страданиях иного рода

Герой Венеры в мехах Северин схож чем-то с Гумбертом. Он образован, молод, умен и очень чувствителен. До невозможности, как он сам выражается. Детство и жизнь его сложились таким образом, что навязчивый образ властной женщины заменяет собой женщин реальных.

Идеальная модель взаимодействия по Мазоху
Идеальная модель взаимодействия по Мазоху

Эта дама в мехах не просто властвует, она истезает, полностью управляет душой и телом своего раба. За что он платит ей безграничной преданностью и обожанием. И самое интересное - это в первую очередь его желание, быть униженным и побитым. С героем мы немного разобрались: детство, графиня и другие факторы.

Что же движет самой Венерой?

Эллинская и христианская любовь

Начнем с того, что Венеры не существует. Это проекция фантазии Северина на случайно встреченную женщину, образ которой совпадает с его фантазией. Просто внешний типаж. Буквально красота античной статуи, в которой внутри ничего нет.

«Венера перед зеркалом» Тициан
«Венера перед зеркалом» Тициан

Герой даже путает статую в саду и Ванду. Казалось бы только внешность его интересует? О, нет. Это было бы даже хорошо.

Северин сочетает в себе эстета и фантазера-утописта. Обычные женщины героя не интересуют, как и концепция традиционных отношений. В его фантазиях из детства властная женщина распоряжается его жизнью. Тут он находит для себя сразу несколько плюсов: 1) он реально получает от этого удовольствие, 2) с моральной точки зрения он страдает, что делает его чуть ли не мучеником.

В противовес этому Ванда же хочет просто наслаждаться жизнью: пользоваться своим богатством, молодостью и свободой. Вот что она говорит Северину:

Для меня веселая чувственность эллинской любви - радости без страдания - идеал, который я стремлюсь осуществить в личной жизни. Потому что в ту любовь, которую провозглашает христианство, которую проповедуют современные люди, эти рыцари духа, - в нее я не верю».

Свобода и рабство. Именно эта необычность суждений в первую очередь привлекает Северина, и их диалоги доходят до логического финала: для свободной античной любви и жизни без ограничений одних нужен рабский труд других.

Венера Медицейская — античная статуя, изображающая богиню любви и красоты Венеру.
Венера Медицейская — античная статуя, изображающая богиню любви и красоты Венеру.
Красивые, свободные, веселые и счастливые люди, какими были греки, возможны только тогда, когда существуют работы, которые делают все прозаические дела повседневной жизни и которые прежде всего - работают на них.
— Разумеется, - весело ответила она-. И прежде всего, олимпийской богине, вроде меня, нужна целая армия рабов. Берегитесь же меня!

Таким образом каждый получает свое: Ванда свободную любовь без ограничений пока не надоест, Северин - быть подчиненным, служить, получать удары. Вроде бы оба в выигрыше? Не совсем.

Нельзя любить того, кого не уважаешь

Ванду очень привлекает неординарно мыслящий и пылкий в своих фантазиях Северин:

Вы меня интересуете. Большинство мужчин так обыкновенны - в них нет подъёма, пафоса, поэзии, а вас есть известная глубина и энтузиазм и - главное серьезность, которая мне нравится. Я могла бы вас полюбить

С другой же стороны она видит проблемы:

  • Ванда не сможет любить мужчину, который позволяет с собой так обращаться.
  • Она не имеет склонности к деспотичности и доминированию, и сами эти фантазии ее скорее пугают, чем привлекают.
  • Да и любить долго она не способна в принципе: максимум месяц, в случае с Северином - два. Его такой вариант конечно не устраивает, он надеется на большее.

Ванда играет с ним, ей любопытно. В то же самое время, чем дальше заходят их беседы, тем чаще она предостерегает героя - не стоит играть с ней в эту игру. Возможно ей понравится властвовать и унижать по-настоящему, а ему будет на самом деле больно. Как он того и хотел?

Быть мужем или быть рабом

В итоге Ванда предлагает ему сделку: если они смогут год прожить вместе как муж и жена - они поженятся. В противном случае все будет кончено.

Северин хоть и был в нее влюблен, но его фантазии о Венере с плетью оказались сильнее. В итоге своим поведением он сделал невозможным вариант быть мужем и стал рабом. А Ванда в свою очередь полностью воплотила в жизнь всего его фантазии. Был ли он счастлив? И да и нет. Как понять рад ли человек, которому больно в случае, если он этой боли искал?

Так и Северин, его кидает из крайности в крайность из отчаяния в блаженство:

Иногда мне все-таки становится немного жутковато - отдаться так всецело, так безусловно в руки женщины… что, если она злоупотребит моей статью, своей властью? Ну что ж - тогда я испытаю то, что волновало мое воображение с раннего детства, неизменно наполняя мне душу сладостным ужасом. Глупое опасение. Это просто невинная веселая игра, в которую она будет играть со мной - не больше. Она ведь любит меня, и добрая она - благородная натура, не способная к какой неверности. Но это все-таки в ее власти - она может, если захочет. Какая прелесть, в этом сомнении, в этом опасении!

Вместе с ним читатель задает себе вопрос:

Стоит ли воплощать в жизнь все свои фантазии?

В чем проблема героя? Он слишком увлекся поэтичными образами в своей голове и полностью проигнорировал реальность. Это частая проблема влюбленных людей с богатой фантазией. Видеть только то, что ты хочешь видеть и закрывать глаза на все остальное.

В данном же случае нетипичные предпочтения и излишние фантазии сделали положение героя еще более безнадежным. Когда человек говорит тебе прямым текстом «не лезь сюда, тебе будет плохо, я тебя предупреждаю» - стоит его послушать.

Проблема героя заключается еще в том, что имея свободу выбора между мужем и рабом он не только сделал своим поведением невозможность первого: его просто перестали уважать и воспринимать как мужчину. Он еще и сделал из своей любимой женщины жестокого деспота, которая теперь получает удовольствие в унижении своего раба.

Чем все кончилось и другие произведения

Я намеренно не стал полностью пересказывать сюжет и концовку книги. Возможно кого-то данная история заинтересует и он прочитает ее сам.

Отвечу на вопрос: почему эта книга в свое время стала для меня полезной, как для молодого человека, мужчины? В ней заложено достаточно интересных точек зрения на отношения между полами. Кто-то увидит в себе Северина или намек на его мазохистические черты. Увидит и задумается: правильно ли я поступаю? Нужно ли мне это? Такое отношение, такие переживания?

Эта книга хороша не только для мужчин, она может быть полезной и для женщин. Точно так же, женщина, которая полностью отдалась во власть мужчины, втоптала себя в грязь, в конце может получить не то, чего бы она на самом деле хотела.

Самые полезные уроки стоят дороже всего, а финал конкретно этой истории просто отличный. Советую почитать.

Другие произведения автора. В сборнике, который я читал были другие повести и рассказы. Например, сборник «Демонические женщины». Рассказы в нем слабее, чем Венера и вторичны, не несут в себе мощного посыла или идеи. Просто зарисовки из жизни мужчин и женщин, которые этих мужчин мучают или наказывают. Можно смело пропускать.

Жизнь надо прожить так, чтобы в честь тебя психиатры назвали новое понятие

Еще при жизни писателя австрийский психиатр и невропатолог, один из основателей сексологии Рихард фон Крафт-Эбинг ввел научный термин «мазохизм». Рихард изучил произведения Мазоха и привел следующее обобщение: половое отклонение, при котором человеку для достижения удовольствия необходимо испытать физическую боль или моральное унижение.

Рихард фон Крафт-Эбинг
Рихард фон Крафт-Эбинг

Позже теме мазохизма уделяет большое внимание Фрейд в своем психоанализе.

Современные практики BDSM и чего не хватало герою «Венеры в мехах»

Сейчас практики BDSM, как и вся эта эстетика уже не вызывает удивления у большинства людей. Стоит только по пути в пятерочку зайти немного не в ту дверь, и вот вы уже наблюдаете все это своими глазами прямо на ярких витринах.

-10

Если вы сначала были в секс-шопе, а потом решили прочитать книгу Леопольда, то рискуете заскучать. Очевидная недостаточность стимуляции развратными образами с одной стороны может опечалить, с другой может открыть глаза на подлинную суть мазохизма в частности и BDSM вообще.

Поверхностное представление о BDSM чаще всего сосредотачивается на очевидных внешних аспектах и проявлениях: приспособления, плетки, тематические костюмы. Но это все не главное. Так же, как кожаная куртка не сделает из тебя байкера или рок-звезду, так и все эти наручники и плетки не дадут тебе полного понимания сути вопроса.

Мечты об идеальной госпоже
Мечты об идеальной госпоже

Главное тут не атрибутика, основное значение имеет психологический аспект взаимодействия: кому-то нравится подчиняться, кому-то доминировать. В процессе они даже могут поменяться местами. Самое важное - это эмоции. Никакие приблуды и аксессуары не подарят радости, если истинные желания далеки от всего этого.

Именно в своей психологической тяге к подобному Северин и находит свою страсть. Однако он зачем-то переносит игру на всю свою жизнь. Вместо того, чтобы иногда играть в подобные «игры», он натурально примеряет на себя роль раба. Игра и реальная жизнь теряют границы, ведь он сам не знает чего хочет. В порыве помешательства и страсти он хочет быть рабом настоящим, в моменты охлаждения надеется, что это всего лишь игра. Но в этой «игре» у него даже нет стоп-слова! Так никуда не годится….

Я не эксперт в теме BDSM, но даже мой поверхностный взгляд на данный вопрос позволяет дать Северину несколько базовых рекомендаций.

Принципы безопасности, разумности, добровольности (SSC)

Это основа любых подобных практик. То, что отличает BDSM от преступных действий и реального насилия.

У Северина был соблюден только принцип добровольности. Безопасность и разумность там была под большим вопросом.

Так как в подобных практиках предполагается моральное и физическое воздействие, то нужно четко понимать, когда оно находится в рамках допустимого и желаемого, а когда нет. Именно для этого существует стоп-слово: возможность однозначно дать понять, что игра окончена.

У Северина же игра не могла быть окончена, пока Ванда не решила бы. Или пока Северин не перестал бы ее любить - но люди успевают сильно пострадать задолго до этого момента и без BDSM. Разумностью тут не пахнет.

Найди себе кого-то по интересам

Северин в своей фантазии мало того, что не разобрался до конца сам. Так еще и настойчиво втягивал в нее человека, который был к подобным специфическим играм равнодушен.

Кому-то нравится кататься на лыжах, кому-то танцевать, кто-то же предпочитает, чтобы его выпороли. Это могут быть совершенно разные люди: не стоит заставлять кого-то делать несвойственные ему вещи. В любом случае эффект будет не тот: радости не получит ни любитель лыж, ни танцор, и каждый будет по-своему измучен. Но без удовольствия.

Изучать вопрос стоит глубоко…

Конечно во времена Северина не было интернета и такого понятия, как BDSM не существовало. Но элементы подобных практик встречались задолго до этого.

Древнее Греция, Тоскана, Помпеи - везде археологи находили фрески или другие упоминания похожих практик. Даже в известной на весь мир Камасутре встречается такое упоминание. Северин, как человек образованный и увлекающийся мог бы найти для себя много полезного и возможно сделать важные выводы. Но как часто это бывает за показной интеллигентностью и образованием скрывается халатность и невежество.

Спасибо за чтение + одна тематическая рекомендация

Спасибо всем, кто читает, комментирует, ставит лайки и подписывается на канал!

Ваша обратная связь мотивирует и дальше рассказывать про интересные книги, фильмы и музыку. Пока в текстовом формате, но в задумке есть и видео.

Обнял❤️

Рекомендация

Всегда хочется в статье дать максимум контента, и в этот раз мне пришел в голову фильм «Секретарша».

"Секретарша" (2001)
"Секретарша" (2001)

В нем достаточно интересно и натурально показано BDSM-взаимодействие: на первый план выходят прошлые травмы героев и то, как через свою игру они их проживают и преодолевают. Терапевтический эффект, о котором многие не подозревают, а зря, тема любопытная.

Актеры хороши, ситуация интересная, рекомендую.

«50 оттенков серого» - ❌

«Секретарша» - ✅

Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya

Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya

#мазохизм #мазох #венеравмехах #обзоркниги #жизньзрителя