Найти тему

Chevrolet Corvair - он просто обожает переворачиваться, и как GM шпионили за одним адвокатом.

Мало кто знает, но в 60-ые года, помимо огромных маслкаров, американская промышленность пыталась производить конкурента Фольксваген Жук, который тогда был популярен у ещё подрастающего поколения, которые объединялись в группы. Проще говоря – у Хиппи. Одним из таких... Чудес техники являлся Chevrolet Corvair, который известен своей огромной любовью делать кульбиты при любом повороте. Так что же с этим тарантасом не так?

Итак, ситуация следующая: Незадолго до дебюта Ford Mustang, в Штатах подскочили продажи европейских малолитражек. Казалось-бы, страна которая вот ещё 10 лет назад горела в пламени войны вернулась и потихоньку отжимает рынок. General Motors, которые на тот момент были лидерами по продажам смотрят на всю эту картину и думают: неплохо было-бы и нам получить свой кусочек пирога и выпустить маленький, недорогой и дешёвый автомобиль.

Но корпорации столкнулись с проблемой американского менталитета. Малолитражки покупали в основном подростки, которые топили за спасение планеты, отказ от традиционных ценностей, ну и всё такое. На тот момент нефтяной кризис ещё не произошёл, бензин стоил дёшево. А если бензин стоит дёшево – то можно забить на экономию и делать расход просто невообразимо бешеным. Так многие и делали. Часто, в барах можно было услышать оживлённый разговор тогдашних работяг примерно следующего содержания:

- Ну чё, сколько у тебя машина жрёт?
- 25 на 100.
- 25? Тюю! У меня 30 жрёт! Я круче!
- Это всё, конечно, хорошо, но у меня машина жрёт 40 литров на 100 км, так что помолчите.

Да, люди хвастались тем, что их машины жрут много. Если машина потребляла менее 10 литров на 100 км, то она просто высмеивалась. Догадываетесь, какие это были автомобили? Верно, малолитражки от Фольксвагена, Фиата и Опель.

Сложив два и два, GM садятся за чертежи и подключают своих лучших инженеров. Нужно было вложить в машину всё самое лучшее от американского автопрома, но в компактной обёртке и за недорогую цену. Несколько лет разработки, и в 1959-м с конвейера выходит Chevrolet Corvair – весьма необычный автомобиль для штатов. 4,5 метров в длинну и 1,7 в ширину. Под капотом… Точнее, под багажником стояли двигатели в основном оппозитные 6-и цилиндровые двигатели объёмом от 2,2 до 2,6 литров и мощностью от 80 до 150 лошадиных сил. Почему я сказал, что под багажником? Потому что машина была заднемоторной и заднеприводной. Первый американец с задним мотором. С воздушным охлаждением. А колёса же держались благодаря независимой подвеске и несущему кузову. Все тогдашние американские автомобили были рамными.

Представляете реакцию покупателей? Как минимум – удивление. Но никто выделываться не стал, потому что машина была очень доступной. Стоимость машины достигала около 2038 долларов. Это где-то шесть зарплат.

В первый год было продано около 200 тысяч автомобилей, а журнал Motor Trend даже назвал машину «Автомобиль года»

Дальнейший успех сулил расширение модельного ряда – появились кузовы купе, кабриолет и даже коммерческий грузовичок на его базе.
Казалось-бы, машина продаётся и имеет успех. Что может пойти не так?

В дело вмешался политик и адвокат Ральф Нейдар, выпустив книгу «Опасен на любой скорости». Эта книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. Адвокат начал проводить расследование, когда столкнулся с огромным количеством судебных исков в адрес GM.

Ральф Нейдар.
Ральф Нейдар.

По ходу своего расследования, он выяснил, что именно Corvair чаще всего попадал в ДТП, а также был склонен к потере управления и внезапным переворотам во время поворота. Как только он это выясняет, он со всем своим талантом критика обрушивается на GM и несчастный Corvair, поливая грязью всё – от дизайна до инженеров, которые «посмели спроектировать столь опасный автомобиль!»

А знаете в чём главный прикол? Нейдар ни разу не сидел за рулём автомобиля. Типичные эксперты.

Но факт есть факт – автомобиль переворачивался чаще других. Почему?

Во-первых, заднемоторная компановка. Распределение веса уходит полностью назад и перед становится весьма лёгким. Во-вторых, независимая подвеска на колёсах, которые приводились в движение мощным двигателем. Фольксваген Жук и многие другие европейские малолитражки обладали слабыми двигателями до 70 лошадиных сил, которые разгонять машину вообще не могли. А на небольшой скорости – ты попробуй перевернись.

Толи дело наш Corvair – большой и мощный и хорошо разгоняющийся. А добавляем на эту картину ещё то, что Американцы просто-напросто не умели ездить на заднемоторных автомобилях и для них это было вообще диковинкой. Добавляем ещё задний привод и получаем, что мощный двигатель мог повести автомобиль в занос. Что сделает обычный водитель? Верно, выкрутит руль в противоположную сторону. Автомобиль подобный прикол не оценит и с огромной радостью встанет сначала на боковые колёса, а потом уже и на крышу. И так ещё несколько раз.

Для Corvair такая картина - обычное дело.
Для Corvair такая картина - обычное дело.

Плюс – машина дешёвая. А значит её могли купить вообще все. От школьников, которые вот только вчера права получили и до домохозяек. То есть – контингент, который либо не водил вовсе, либо только недавно сел за руль. А тут – купе, которое и без того требует опыта вождения.

По сути, GM могли согласиться, изъять автомобиль и установить на него все улучшения, чтобы избежать подобных казусов – нужные детали были весьма дешёвыми. Да только нет. Корпорация начала шпионить за Нейданом, прослушивать его телефоны и даже подсылать оплаченных девушек, чтобы они как-то флиртовали с ним. Про эту тему пронюхал сам адвокат, и отсудил у компании кругленькую сумму за вмешательство в личную жизнь.

Репутация автомобиля была попросту уничтожена, и к 1969-му году, после 10 лет, машину сняли с производства.