Церковь Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато венчает надпись «Это место ужасно». Давно став символом загадочных исследований и пылких споров, связанных с поисками Святого Грааля, сокровищ тамплиеров и катаров, она занимает уникальное место в истории.
Церковь Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато: «Это место ужасно»
История Церкви Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато уже долгое время занимает умы исследователей, археологов и историков, а также поклонников тайн, загадок и мистических теорий, связывающих это место с тамплиерами, альбигойцами, катарами, древними сокровищами, документами и тайнами.
От древнего святилища к христианскому храму
Первоначальное святилище на месте, где сейчас стоит Церковь Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато, датируется историками примерно VIII веком, хотя основа его фундамента еще древнее, ее датируют периодом владычества вестготоов. В VIII-XI веках местечко носило название Реда и, вероятно, было столицей графства Разес.
Со временем древнее святилище пришло в упадок и к X-XI векам оказалось полностью разрушенным. Именно на его руинах в XI веке была построена новая церковь. Ее возведение могло быть связано со строительством в это же время замка в Рен-ле-Шато.
В настоящее время от замка остались только руины, а от церкви сохранилась выполненная в романском стиле аркада с колоннами на северной стороне апсиды, сохраненная при реставрации. Эти детали дали возможность исследователям и археологам составить представление о прежних размерах и внешнем виде строения.
В 1185 году церковь Рен-ле-Шато упоминается в записях Ордена госпитальеров. Это заслуживает особого внимания, так как свидетельствует о значимости этого места в тот период истории, подчёркивает его роль как места поклонения и важного элемента социально-культурной жизни региона. Есть предположения, что госпитальеры использовали церковь в качестве одного из пунктов на пути паломников.
Весь дальнейший период вплоть до XIX века упоминаний о церкви найти не удается. По-видимому она постепенно ветшала, ее стены разрушались, помещения приходили в негодность. В общем к XIX веку Церковь Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато находилась в очень плачевном состоянии. В этот момент и начался новый виток ее истории и известности.
Церковь Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато: Беранже Соньер
22 мая 1885 года тридцатитрехлетний Беранже Соньер был назначен приходским священником Церкви Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато. К тому времени в деревне проживало менее 300 человек. Сама церковь находилась в ужасающем состоянии и требовала немедленного ремонта.
Несмотря на ограниченные ресурсы маленькой деревни, Соньер каким-то образом смог найти финансирование для воплощения своих амбициозных планов. Позднее он заявлял, что средства на реставрацию церкви он получил от «раскаявшихся грешников», которым он помог найти истинный путь.
Всего в период с 1887 по 1897 год на ремонт было потрачено 11 605 франков, что с учётом инфляции эквивалентно приблизительно 4,5 миллиона евро. Эта сумма окупилась, ведь реконструкция, затеянная Беранже Соньером, принесла Церкви Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато всемирную известность, особенно после того, как в ней нашли не менее 90 несоответствий, которые нарушают христианские каноны.
«Это место ужасно»
Одним из наиболее известных нововведений, привнесенных Соньером, стала надпись на латыни «Terribilis est locus iste» («Страшно сие место»/«Это место ужасно»), размещённая над главным входом в церковь и отсылающая к библейской цитате из Ветхого Завета «И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». Эта цитата подчёркивает священный и одновременно запретный характер места, связывая его с библейскими традициями понимания рая и земли обетованной.
Демон, подающий Святую воду
Необычным решением стала и фигура крылатого демона роскоши и гнева Асмодея, расположенного слева от входа и поддерживающего Чашу со Святой водой. Этот элемент декора стал предметом многочисленных интерпретаций и скандалов, усуглубляя ауру таинственности, окутывающую церковь. Асмодей, традиционно ассоциирующийся с еврейским и христианским фольклором как король демонов, воплощает собой идею искушения, делая эту деталь интерьера абсолютно неуместной.
Шахматный пол
На полу церкви уложено необычное черно-белое покрытие. Французский писатель Жерар де Сед интерпретирует его как шахматную доску, состоящую из шестидесяти четырех квадратов и ориентированную по сторонам света.
Башня Магдала
Отдельного внимания заслуживает Башня Магдала, построенная Соньером на прилегающей к церкви территории. Эта строение, изначально именуемая как Часовая башня, была переименована в честь Марии Магдалины и использовалась священником в качестве библиотеки. Сочетающая в себе элементы оборонительных сооружений и архитектурных изысков, башня стала частью личных покоев Соньера.
Церковь Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато сегодня
Проведенная реконструкция превратила Церковь Святой Марии Магдалины в объект, окруженный многочисленными мифами и загадками. Обновленные внешний облик и внутреннее убранство стали настоящим камнем преткновения в истории храма.
Раскопки и ислледования, проведенные в Рен-ле-Шато в 1957 году, прокомментировал один из местных историков: «Они не нашли нигде доказательств, подтверждающих утверждение о том, что на протяжении веков любой человек или семья могли накопить клад сокровищ, а затем спрятать его в этом месте или его окрестностях. Более того, деятельность аббата Соньера, несомненно, красноречиво свидетельствовала о тех уловках, которые он использовал для своего обогащения».
Между 1959 и 1963 годами парижский инженер Жак Шоле провел еще несколько раскопок в церкви, но не обнаружил ничего примечательного. Археолог Поль Бан считал различные гипотезы, относящиеся к деревне Ренн-ле-Шато, как развлечения для «любителей оккультизма и поклонников необъяснимого и поклонниками необъяснимого». Другой археолог Билл Патнэм также отвергал все популярные и загадочные теории как псевдоисторию.
В 1994 года французское правительство внесло Церковь Святой Марии Магдалины в Рен-ле-Шато в список исторических памятников. И сегодня она представляет собой не просто архитектурный объект. Она стала символом таинственности и источником вдохновения для многочисленных исследователей, писателей и художников.