Перфекцианист Шпехт Э.К.
После наступления нового 1983 года, все мы отчетливо почувствовали дыхание выпуска – как таковая оканчивалась учеба, и наступало время написания дипломных проектов. Ранее в процессе обучения такого порядка окончания училища не было и мы стали первыми дипломниками в прямом смысле этого понятия.
Еще в самом начале пятого курса нам предстояло определиться с направлением проектов и выбрать кафедру и руководителя для его написания. Лично у меня мук выбора не было, еще в конце третьего курса я тяготел к кафедре «Эксплуатации автомобильной техники» - мне нравились все предметы, дающие понимание назначения автомобилей и правил их эксплуатации в условиях Вооруженных Сил, чем впоследствии я и занимался во время недолгой офицерской службы и продолжал после увольнения.
Кроме того эту привязанность привил мне замечательный человек и офицер Эвальд Каспарович Шпехт– перфекционист и педант во всём. Я не очень люблю расхожее клише: « Стал для меня втором отцом» в работе, спорте и так далее, но, тем не менее, он оказал на меня огромное влияние и, пожалуй, ввел в специальность. Эвальд Каспарович родился в 1943 году на Дальнем Востоке в семье немцев Поволжья, семьи которых «вождь и учитель» депортировал из родных для них мест на восток СССР, сразу же после начала той войны.
Чем уж так они ему не угодили? Скорее всего, тем же, чем позже евреи – предали. Одни напали, несмотря на Пакт 1939 года, другие не захотели стать узниками социалистического лагеря вместе со своим Израилем. Но, разве советские немцы и евреи были участниками этих процессов?
Эвальд окончил политехнический институт и был призван на службу в автомобильные войска на офицерскую должность и после окончания двух лет остался служить уже кадровым офицером, пройдя все должностные ступени Дальневосточном военном округе. Позднее поступил в Академию, которую окончил с отличием и был направлен для продолжения службы в наше училище в должности преподавателя Кафедры эксплуатации.
Невысокого роста, не по годам морщинистый с очень проникновенным взглядом голубых глаз, в которых всегда читалась легкая грусть и печаль. Каспарыч (как мы его называли межу собой) был лишен, какого либо «солдафонства», грубости и чванства, он, и я не буду далек от истины, был любимым преподавателем многих моих сокурсников.
Его занятия были живыми с вплетением в учебный процесс конкретных примеров из его богатой практики. А его речь? Я никогда не слышал такой правильной технической речи, не допускающей упрощенчества, при этом с элементами юмора: - Товарищ Лекус, Вы сказали, что перед тем как завести машину необходимо….
В его фразе чувствовался подвох, - заводят девушек на танцах и в компаниях, для получения дальнейшего положительного результата, а в автомобиле запускают двигатель……! Я этот оборот перенял, нарушив авторское право, и часто в шутку точно так же отвечаю, когда меня спрашивают, о том, завел ли машину в морозные дни.
Он не обучал нас, а действительно вводил в специальность. (По-моему я сейчас прямо как Шпехт – хотел написать « в профессию», а написал правильно – « в специальности») Какой мог быть сон на занятиях, когда Эвальд Каспарович своим выразительным и четким баритоном рассказывал нам, как должно быть, и что надо делать, что бы было так, как должно быть?
С выбором руководителя проекта у меня тоже не возникло проблем и, хотя попасть в группу Шпехта хотели многие, я попал к нему в составе еще пятерых счастливчиков. Да и не могло быть иначе – за год до этого он давал мне письменную рекомендацию, для приёма кандидатом в члены КПСС.
Во время подготовки проекта, мы иногда просто завидовали остальным: перфекционист Шпехт выжимал из нас все соки, подходя ко всем этапам со свойственной ему педантичностью, заставляя выверять каждую линию на чертежах, вчитываться в тексты пояснительных записок, не допуская ни одной неточности в формулировках. Он часами сидел с нами в аудитории и по очереди работал с каждым.
Золотое было время! С утра мы приходили в училище, и каждый работал по личному плану, можно было спокойно под предлогом посещения публичной библиотеки уйти до вечера, правда добрая половина ушедших толком и не знала места её нахождения и в это время решала совершенно другие вопросы, не имеющие отношения к науке.
Во время написания работы я впервые отправился в самостоятельную командировку в г. Куйбышев ( ныне г.Самара ),жил в офицерской гостинице и днем собирал материал в институте «Военпроект» и на станции ТО автомобилей гарнизона.
Насколько я знаю, то после нас никаких преддипломных практик с выездом не было, мы были первыми и какой либо базы в училище не было, так что и с практически научной работой пришлось столкнуться.
Плоды упорства и требовательности Шпехта принесли свой результат - все пятеро защитились на «отлично». Уже после защиты мы вскладчину купили достаточно дорогие по тому времени часы, сделали на ней гравировку и вручили нашему наставнику со словами благодарности – Каспарыч аж прослезился. Я знаю, что много лет он носил их и то, что гордился этим подарком своих первых дипломников.
После выпуска, мы как водится, отмечали событие и, не терпя никаких возражений, почти силой втолкнули Шпехта в такси и привезли за праздничный стол! Какой же это был вечер, какой шикарный тост он произнес и как напутствовал нас! В первый же отпуск, я с польскими сувенирами и бутылкой коньяка был у Каспарыча в гостях.
Мы провели незабываемый вечер и уже беседовали как два офицера – автомобилиста, я забрасывал его вопросами и получал квалифицированные ответы. Позже, приезжая в отпуск, мы всегда встречались, подолгу беседовали, ещё позднее уже только созванивались. Часто проводя занятия с водителями, я ловил себя на том, что вижу в себе Шпехта по манере подачи учебного материала, иногда вставляя его фразы.
Я вернулся в Челябинск, Каспарыч к тому времени уже уволился с воинской службы, поменял квартиру и я «потерял его след», да и честно говоря, выживание в лихие девяностые задвинуло все ностальгические вопросы на второй план. Но мы встретились в 1994 году на праздновании юбилея училища.
Эвальд Каспарович был огорчен моим увольнением, считая, что я должен был окончить Академию и стать преподавателем, но, как сейчас говорят, отнёсся с пониманием. В последний раз мы встретились случайно лет двенадцать тому назад – я по делам был на одном из заводов и на проходной услышал знакомый голос в помещении охраны.
Это был Шпехт – пожилой, немного сгорбленный, но с теми же ясными глазами и мыслями. Он овдовел, страдал старческими недугами, дети повзрослели и разъехались и чтобы как-то двигаться, работал в охране завода.
К своему великому сожалению, я не знаю его дальнейшей судьбы: училище расформировали, большинства преподавателей уже нет в живых. Недавно я встретил уже совсем пожилого преподавателя того периода и он мне сказал, что Каспарыч уже скончался. Как же мне стало совестно тогда! Увы, я даже при всём желании не смогу узнать, где он похоронен.
Светлая Вам память полковник Шпехт Эвальд Каспарович – учитель и наставник! Спасибо Вам за тот огромный вклад в моё становление в специальности…» Артур Лекус (продолжение - https://dzen.ru/a/Zi0VHLR4zyGb17cA )