Когда я верстал эту статью, я собирался опубликовать ее на своем экспериментальном канале. Но она получилась слишком длинной и серьезной, и поэтому она здесь.
Всякий раз, возвращаясь с работы домой и заходя в магазин, мы видим примерно такую картину:
Причем в магазине может быть и 5, и 6 касс. Но работают одна или две. В лучшем случае три, если это высокооборотистый магазин. Абсолютно не имеет значения, Пятерочка это, Магнит или Дикси - ситуация плюс-минус будет одна и та же.
Естественно, мы не имеем в виду магазины А-ля Вкусвилл и ему подобные. Берем только крупных федеральных дискаунтеров.
Среди людей, незнакомых с особенностями работы продуктового ритейла, бытует мнение, что на кассе сидит Галя. Ей иногда помогает Вера. А Наташа, Марина, Люда и Оля курят на улице или сидят в подсобке.
Товаровед плохо принимает товар и намеренно ставит неправильные ценники. Старший кассир долго ходит на кассу делать возвраты денег. Служба безопасности, сидящая на камерах, тоже не выполняет свою работу - не обеспечивает безопасность покупателей. Уборщицы некачественно помыли пол. Работники зала ленятся, и в часы пик не выкладывают товар. А управляющий магазином и вовсе никогда не выходит из своего кабинета посмотреть, какой бардак творится в его владениях. В общем, сплошная некомпетентность! Такие люди обычно громче всех кричат: "Позовите еще кассиров!"
Люди, которые поверхностно знакомы с сетевой торговлей или даже имели неосторожность отработать пару недель на линейной должности, имеют другое мнение: Директор-тупица. Не может набрать нормальных сотрудников. Не может научить их работать и заставить шевелиться. Мало платит и постоянно за все штрафует. Поэтому в коллективе бардак, некому работать и на кассах сидеть тоже некому. Такие люди обычно не возмущаются прилюдно, но после двадцатиминутного стояния в очереди и еще пятиминутного ожидания возврата на выходе по тихому звонят на горячую линию и рассказывают, какой нехороший магазин и особенно его директор. "Срочно его уволить и доложить мне об этом в официальном ответе от руководства!"
Директора магазинов и старожилы торговых сетей как правило, сочувствуют. Потому что понимают: работать некому, и никто работать не идет...
Я же вам расскажу истинную причину вашей траты времени в очередях.
Если взять три крупнейшие сетки: Магнит, Пятерочку и Дикси, то в сумме по стране наберется более 50 тысяч магазинов. Это значит, что на данный момент директорами работают 50 тысяч человек. Заместителями/Администраторами/Товароведами/Заведующими работают около 200 тысяч человек. И продавцами - около 1 миллиона человек.
Компании существуют 25-30 лет (25 - Пятак. 30 - Магнит). Я не буду считать, сколько за это время людей прошло сквозь торговые сети, но поверьте мне на слово - около 8 миллионов человек. Трудоспособного населения у нас 80 миллионов. Считайте, каждый десятый житель России хотя бы один день отработал в магазине.
Первая, очевидная причина - крайне низкий уровень доверия к торговым сетям.
За это время эти миллионы человек настрочили огромное количество обзоров и отзывов, как тяжело и плохо работается в магазинах. Как руководство нещадно штрафует за каждую провинность. Какие каторжные условия труда.
В совокупности с невысокой зарплатой линейного персонала (по Санкт-Петербургу это примерно 40-45 тысяч рублей на руки при графике 2/2), люди предпочитают не связываться с сетями. Они выбирают работу курьерами; идут на производство; наконец, просто сидят дома. На работу в магазины сейчас идет 90% маргиналов, которые либо пьют, либо воруют, либо что-то еще. В общем, не без сюрпризов. Отсюда бесконечная текучка, постоянные форс-мажоры и как следствие, нехватка персонала.
Возникает резонный вопрос: если на такую зарплату нормальные люди работать не идут, почему бы ее не поднять, к примеру, до 70-80 тысяч рублей?
А вот здесь и кроется основная и неочевидная причина нехватки кассиров: деньги.
Давайте считать.
Возьмем условный магазин площадью 300 квадратных метров, расположенный в жилом доме со среднедневным товарооборотом в 700 тысяч рублей. По условным Парнасу, Мурино, Кудрово, Шушарам и прочими гетто это наиболее популярные цифры.
Умножим 700 тысяч на 30 дней - получается товарооборот 21 миллион рублей за месяц.
Думаю, каждый человек понимает, что это всего лишь товарооборот.
Но и это еще не выручка. На каждый товар существует так называемый НДС - налог на добавленную стоимость. Вы ее видите в чеке покупки. На какие-то товары 10%, на какие-то 20%. Усредненно получаем 15%. Таким образом, выручка магазина составляет 21 лям минус 15% = 17,85 миллиона. Округлим до 18 лямов для удобства. 18 миллионов - месячная выручка магазина.
Сейчас нас интересует такой показатель, как Коммерческая маржа - разница между закупочной и продажной ценой.
Есть категории товаров, которые действительно торгуются с двойной наценкой - это может быть колбаса, кофе, пельмени, мороженое и еще ряд категорий. На них компания зарабатывает.
Но также есть товары, которые магазины торгуют себе в убыток: это охлажденное мясо (в частности, птичка), яйцо, овощи (картошка, морковка и прочее), корма для животных. Да-да, не удивляйтесь - корма для животных сети продают нам с вами дешевле, чем закупили! Это основная трафикообразующая категория. И если задрать цену в 1,5 раза выше конкурента, то процентов 20 людей-владельцев кошек просто уйдет в другую сеть.
Усредненно, коммерческая маржа (включая бонусы поставщиков за объемы проданного товара) составляет 30% от выручки. Считаем:
18 лямов * 30% = 5,4 миллиона рублей. Округлим:
Коммерческая маржа - 5,5 миллионов рублей.
Далее, для получения следующего показателя - Валового дохода, мы должны отминусовать потери магазина и расходы на логистику.
- все хоть раз видели, какими объемами выкидывает магазин просрочку. А также какими объемами воры выносят товар. Возьмем по минимуму.
Потери - 300 тысяч рублей в месяц.
- в среднем, в магазин хоть раз в день приезжает товар в распределительнго центра. А бывает, и несколькими машинами. Мы усредним и посчитаем, что в день из бюджета магазина уходит 15 тысяч рублей на доставку.
Логистика - 450 тысяч рублей в месяц.
Ну вот мы и добрались до Валового дохода - 4 миллиона 750 тысяч рублей в месяц.
Почувствуйте разницу: 21 лям и чуть меньше 5 лямов)))
Думаете, это все? Глубоко ошибаетесь!
Поехали считать операционные расходы.
Сразу оговорюсь, итоговая зарплата продавца 40 косарей в месяц - это далеко не та сумма, которую платит компания. Это сумма после вычета отчислений в пенсионный фонд (около 30%) и НДФЛ (13%). Компания платит почти 60 тысяч продавцу.
Управляющий и заместители получают гораздо больше. Мы не будем все это считать, и возьмем за основу сумму расходов на зарплату персонала - 1 миллион рублей.
Дальше идут второстепенные статьи: текущий ремонт, обслуживание, коммуналка и куча всего-всего. Вплоть до того, что ваша безналичная оплата картой - тоже расходы магазина!
Округлим до суммы в 3 миллиона рублей. Это наш остаток после всех операционных расходов.
***************************
"3 ляма - это много!" - возмутитесь вы. "Пусть возьмут еще трех-четырех кассиров и чуть поумерят свои аппетиты, ненасытные буржуи!"
***************************
Ну а мы считаем дальше.
Аренда - 1 миллион рублей в месяц.
Да, давным-давно сетевые компании перестали приобретать собственность, а просто берут в аренду помещения. Стоимость трехсот квадратов под коммерцию в густонаселенном спальнике приближается к 1 миллиону рублей.
Далее существует еще одна незримая статья расходов. Я не помню, как она называется; но это что-то вроде накопления на замену оборудования и капитальный ремонт. Проще говоря, если вы работаете в такси на собственной машине, то вы будете откладывать в банк (или в банку под подушку) ежемесячно определенную сумму на новый автомобиль. Вот и здесь статья работает также. Возьмем, к примеру, 150 тысяч рублей в месяц.
Но и это еще не конец!
В крупных федеральных компаниях целая куча всяких различных центральных и не очень офисов. Море департаментов. Тысячи офисных крыс. Толпа высокооплачиваемых Айтишников с высокой ЗП. Я надеюсь, вы поняли масштаб бедствия.
Все эти высокооплачиваемые бездельники сами ничего не производят и не продают. Они кормятся с денег, заработанных розницей. И поверьте мне на слово - у них зарплата далеко не 40 тысяч рублей в месяц. И у многих руководителей даже не 100 тысяч. И даже не 200 тысяч. И порой даже не 300 тысяч.
Вот и считайте: 1 миллион 800 тысяч рублей - чистая прибыль с одного магазина. После которой нужно выплатить мильены денег офисникам.
И что-то должно остаться акционерам и владельцам компании.
А если магазин возьмет еще 4 Гали или сделает из четырех Галь две высокоплачиваемые Галины Николаевны стоимостью в 240 тысяч рублей, то акционеры могут и вовсе выйти в ноль. А то и вовсе купить себе Чупа-чупс...