Найти тему

Работа по теме «Проблема сохранности исторических железнодорожных станций»

Оглавление

Архитектура исторических железнодорожных станций, их особенности

Рассмотрим то, как формировалась архитектура данных объектов. В конце 19-го и начале 20-го века, когда шло активное железнодорожное строительство, города и поселения были заинтересованы в том, чтобы иметь собственный доступ к железнодорожной сети, многие привокзальные площади того времени стали центрами жизни городов. Вокзал в то время - ворота города и его лицо для приезжих, в связи с чем, до конца 19-го века почти все из них были уникальны, в начале же 20-го века появляются первые типовые здания, разделённые на четыре класса, но из-за своего возраста и редкости они тоже представляют значительную историческую ценность. Во многих городах роль транспортного узла стала градообразующей, также стоит отметить, что были и характерные региональные особенности в архитектуре. Ещё одной особенностью может стать то, что в небольших городах и селениях вокзалы строились из дерева полностью либо частично, данный материал был гораздо дешевле, с ним лучше умели работать, его было проще транспортировать, но он имеет значительные эксплуатационные минусы, сильно снижающие срок службы и вероятность сохранения здания спустя много лет: пожароопасность, подверженность гниению, сравнительно низкая износостойкость, потребность в особо тщательном обслуживании. Также можно отметить, что такие здания, особенно, если говорить про небольшие станции и остановочные пункты в отдаленных районах, довольно часто перестраивались, теряя исторический внешний вид, либо заменялись типовыми бетонными постройками в советское время, из-за изношенности, либо несоответствия стандартам безопасности.

Железнодорожная станция в городе Шуя.
Железнодорожная станция в городе Шуя.
Железнодорожный вокзал города Тюмень.
Железнодорожный вокзал города Тюмень.

Основные причины разрушения зданий
и трудности на пути к сохранению

  • Основной причиной разрушения подобных станций, помимо времени, является заброшенность, в результате вывода целой ветки, её части или отдельной станции из эксплуатации, особенно это распространено на малодеятельных линиях в отдалённых районах и, как следствие, отсутствие текущего ремонта и обслуживания, также значимой причиной является целенаправленное уничтожение, с целью обновления станции или упразднения её как таковой, с целью расчистки территории, что часто наблюдается в последнее время в развитых регионах, ввиду того, что РЖД старается обновлять станции для удобства пассажиров, а реконструировать старые, особенно не имеющие охранного статуса, экономически не выгодно, примером может служить станция «Ильинское», где был снесён последний в России деревянный вокзал «дачного» типа. Иногда, исторические железнодорожные объекты перестраиваются, теряя первоначальный облик.
  • В сохранении таких объектов довольно много трудностей, которые зависят от конкретного случая, однако можно сформулировать «общие», то есть, самые распространенные:
  1. Отсутствие средств.
  2. Нежелание собственника.
  3. Юридические проблемы.
  4. Историческая станция создаёт помеху к постройке чего-либо.
  5. Невозможность восстановления, ввиду безвозвратной утраты первоначального облика.
Платформа "Ильинское" незадолго до сноса.
Платформа "Ильинское" незадолго до сноса.
Круговое депо Николаевской железной дороги, половина которого была снесена, ради прокладки новых путей. Оставшаяся часть здания отреставрирована, сейчас в ней располагается арт-площадка.
Круговое депо Николаевской железной дороги, половина которого была снесена, ради прокладки новых путей. Оставшаяся часть здания отреставрирована, сейчас в ней располагается арт-площадка.

Как можно использовать станции после реставрации

Здесь стоит остановиться и разделить станции на две группы: довольно крупные объекты и небольшие станции, трамвайные остановки и прочие сравнительно малые объекты.

  • Крупные объекты:
  1. По прямому назначению, в качестве железнодорожного логистического объекта.
  2. В качестве музейно-выставочного комплекса.
  3. В совмещённой функции.
  4. В виде арт-площадки.
  • Малые объекты:
  1. По прямому назначению.
  2. В качестве объекта малого бизнеса, при правильной эксплуатации.
  3. В составе музейно-выставочного комплекса, включающего в себя несколько подобных объектов.

Примеры удачной реставрации. Крупные объекты

  • Станция "Подмосковное"
До реставрации.
До реставрации.

Станция «Подмосковная», построена в 1901 году, находится в хорошем состоянии, отреставрирована, в её состав входит используемое веерное паровозное депо, имеющее поворотные круг и обслуживающие паровозы. Объект культурного наследия регионального значения.

-6

  • Железнодорожный вокзал в Новом Петергофе
До реставрации
До реставрации

Железнодорожный вокзал в Новом Петергофе был построен в 1855-1857 годах, интересным фактом является то, что прообразом здания является католический собор города Орвието, в хорошем состоянии, объект культурного наследия федерального значения.

После реставрации
После реставрации
  • Станция "Слюдянка"
До реставрации
До реставрации

Станция «Слюдянка», построена в 1903 году, единственное здание в России, а по другим данным и в мире, построенное из розового нешлифованного мрамора, находится в хорошем состоянии, эксплуатируется.

После реставрации
После реставрации

Малые объекты

  • Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
До реставрации
До реставрации

Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд», построен в 1886 году, находился в плохом состоянии, но в 2015 году признан объектом культурного наследия. Во время реставрации, практически всё, кроме чугунных колонн, пришлось изготавливать заново, на данный момент эксплуатируется.

После реставрации
После реставрации
  • Шуйская железнодорожная станция
До реставрации
До реставрации

Шуйская железнодорожная станция построена в 1896 году, в 2020 году прошла реставрацию, внутри находится музейная экспозиция, посвященная приходу железной дороги в Шую, истории Шуйско-Ивановской дороги и истории вокзала. Эксплуатируется.

После реставрации
После реставрации
  • Станция «Куженкино»
До реставрации
До реставрации

Станция «Куженкино», входящая в состав линии «Бологое-Полоцк», построена в 1907 году, хорошо сохранилась, прошла реставрацию в 2018 году, представляет из себя целый станционный комплекс, состоящий из самого здания вокзала, водонапорной башни, гидроколонки для заправки водой паровозов, а также иных строений.

После реставрации
После реставрации

Заключение

В заключение хочется сказать, что данная тема сохраняет свою актуальность и работы по ней ведутся. В настоящее время стало гораздо больше средств и внимания уделяться сохранности исторической железнодорожной инфраструктуры, множество зданий отреставрированы, создано несколько музейных комплексов, но с уверенностью можно сказать, что проблема не исчерпана и ещё множество объектов нуждается в реставрации. К сожалению, не смотря на все положительные изменения, также стоит отметить гораздо более печальную тенденцию приведения исторических объектов к «стандартному» внешнему виду, принятому на данный момент компанией РЖД, нежели реставрации в первоначальном или близком к нему виде.