Архитектура исторических железнодорожных станций, их особенности
Рассмотрим то, как формировалась архитектура данных объектов. В конце 19-го и начале 20-го века, когда шло активное железнодорожное строительство, города и поселения были заинтересованы в том, чтобы иметь собственный доступ к железнодорожной сети, многие привокзальные площади того времени стали центрами жизни городов. Вокзал в то время - ворота города и его лицо для приезжих, в связи с чем, до конца 19-го века почти все из них были уникальны, в начале же 20-го века появляются первые типовые здания, разделённые на четыре класса, но из-за своего возраста и редкости они тоже представляют значительную историческую ценность. Во многих городах роль транспортного узла стала градообразующей, также стоит отметить, что были и характерные региональные особенности в архитектуре. Ещё одной особенностью может стать то, что в небольших городах и селениях вокзалы строились из дерева полностью либо частично, данный материал был гораздо дешевле, с ним лучше умели работать, его было проще транспортировать, но он имеет значительные эксплуатационные минусы, сильно снижающие срок службы и вероятность сохранения здания спустя много лет: пожароопасность, подверженность гниению, сравнительно низкая износостойкость, потребность в особо тщательном обслуживании. Также можно отметить, что такие здания, особенно, если говорить про небольшие станции и остановочные пункты в отдаленных районах, довольно часто перестраивались, теряя исторический внешний вид, либо заменялись типовыми бетонными постройками в советское время, из-за изношенности, либо несоответствия стандартам безопасности.
Основные причины разрушения зданий
и трудности на пути к сохранению
- Основной причиной разрушения подобных станций, помимо времени, является заброшенность, в результате вывода целой ветки, её части или отдельной станции из эксплуатации, особенно это распространено на малодеятельных линиях в отдалённых районах и, как следствие, отсутствие текущего ремонта и обслуживания, также значимой причиной является целенаправленное уничтожение, с целью обновления станции или упразднения её как таковой, с целью расчистки территории, что часто наблюдается в последнее время в развитых регионах, ввиду того, что РЖД старается обновлять станции для удобства пассажиров, а реконструировать старые, особенно не имеющие охранного статуса, экономически не выгодно, примером может служить станция «Ильинское», где был снесён последний в России деревянный вокзал «дачного» типа. Иногда, исторические железнодорожные объекты перестраиваются, теряя первоначальный облик.
- В сохранении таких объектов довольно много трудностей, которые зависят от конкретного случая, однако можно сформулировать «общие», то есть, самые распространенные:
- Отсутствие средств.
- Нежелание собственника.
- Юридические проблемы.
- Историческая станция создаёт помеху к постройке чего-либо.
- Невозможность восстановления, ввиду безвозвратной утраты первоначального облика.
Как можно использовать станции после реставрации
Здесь стоит остановиться и разделить станции на две группы: довольно крупные объекты и небольшие станции, трамвайные остановки и прочие сравнительно малые объекты.
- Крупные объекты:
- По прямому назначению, в качестве железнодорожного логистического объекта.
- В качестве музейно-выставочного комплекса.
- В совмещённой функции.
- В виде арт-площадки.
- Малые объекты:
- По прямому назначению.
- В качестве объекта малого бизнеса, при правильной эксплуатации.
- В составе музейно-выставочного комплекса, включающего в себя несколько подобных объектов.
Примеры удачной реставрации. Крупные объекты
- Станция "Подмосковное"
Станция «Подмосковная», построена в 1901 году, находится в хорошем состоянии, отреставрирована, в её состав входит используемое веерное паровозное депо, имеющее поворотные круг и обслуживающие паровозы. Объект культурного наследия регионального значения.
- Железнодорожный вокзал в Новом Петергофе
Железнодорожный вокзал в Новом Петергофе был построен в 1855-1857 годах, интересным фактом является то, что прообразом здания является католический собор города Орвието, в хорошем состоянии, объект культурного наследия федерального значения.
- Станция "Слюдянка"
Станция «Слюдянка», построена в 1903 году, единственное здание в России, а по другим данным и в мире, построенное из розового нешлифованного мрамора, находится в хорошем состоянии, эксплуатируется.
Малые объекты
- Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд», построен в 1886 году, находился в плохом состоянии, но в 2015 году признан объектом культурного наследия. Во время реставрации, практически всё, кроме чугунных колонн, пришлось изготавливать заново, на данный момент эксплуатируется.
- Шуйская железнодорожная станция
Шуйская железнодорожная станция построена в 1896 году, в 2020 году прошла реставрацию, внутри находится музейная экспозиция, посвященная приходу железной дороги в Шую, истории Шуйско-Ивановской дороги и истории вокзала. Эксплуатируется.
- Станция «Куженкино»
Станция «Куженкино», входящая в состав линии «Бологое-Полоцк», построена в 1907 году, хорошо сохранилась, прошла реставрацию в 2018 году, представляет из себя целый станционный комплекс, состоящий из самого здания вокзала, водонапорной башни, гидроколонки для заправки водой паровозов, а также иных строений.
Заключение
В заключение хочется сказать, что данная тема сохраняет свою актуальность и работы по ней ведутся. В настоящее время стало гораздо больше средств и внимания уделяться сохранности исторической железнодорожной инфраструктуры, множество зданий отреставрированы, создано несколько музейных комплексов, но с уверенностью можно сказать, что проблема не исчерпана и ещё множество объектов нуждается в реставрации. К сожалению, не смотря на все положительные изменения, также стоит отметить гораздо более печальную тенденцию приведения исторических объектов к «стандартному» внешнему виду, принятому на данный момент компанией РЖД, нежели реставрации в первоначальном или близком к нему виде.