Найти в Дзене
у Техномага

Хроники заповедника. Проигрыватель «Электроника ЭП-017».

Электроника ЭП-017
Электроника ЭП-017

Основное «население» моего заповедника — это магнитофоны. Так исторически сложилось, что эти устройства мне нравятся больше всего. И, соответственно, для меня наиболее интересны.
Конечно, в хозяйстве есть и усилители, и акустика (как же без них то?), но главное — магнитофоны.

Есть еще и вертушки, в количестве 3.5 шт. Это Sony, Dual и Электроника 017. Еще «Вега 122», которая вроде и есть, но уже и не помню, когда ее включал. Детские пластинки давно потеряли актуальность, ребенок вырос, а «Вега» осталась, как памятник, только не знаю чему. Ну и пусть стоит. Еще «Аккорд». Этот был специально куплен для дачи и старых шеллачных пластинок.
Основным носителем для меня всегда была магнитная лента (на катушках, потом на кассетах).

Проигрыватели пластинок у нас были всегда. Радиола “Мир”, проигрыватель — приставка «Концертный», «Вега 101», электрофон «Аллегро», это уже высший класс.

Пластинки периодически «крутили», но не так часто как магнитофонные записи.
К «Аллегро» у меня особых претензий не было, тем более, что он больше использовался как усилитель для кассетной деки. До сих пор вспоминаю хорошими словами штатную акустику 35АС-1.
Но время шло, пассик привода диска разрушился (не растянулся, а разрушился) и, как оказалось «запаска» из комплекта разрушилась точно также. Потом начал сильно греться один из выходных транзисторов самого усилителя (УКУ-020). Посте ремонта в сервисном центре ничего не изменилось. Транзистор так и грелся, не помогла и замена на более «продвинутый» 2Т вместо КТ.
В итоге этот агрегат был продан, осталась только акустика.
И вот тогда, в 86 или 87 году и произошел апгрейд.

Я купил в ГУМе усилитель «Феникс» (их делали в г. Львов), а вертушку я долго выбирал (было из чего выбирать) и в конце концов мой выбор остановился на новой на то время модели «Электроника ЭП-017». К слову, пресловутые «Корветы» тогда уже продавались, это агрегат вполне можно было купить в магазине-салоне «Орбита». Но, на мой взгляд, это просто страшилище, причем сильно переоцененное. Что тогда, что сейчас — мое мнение не изменилось.

Я принципиально не хотел (и сейчас не изменил своей позиции) связываться с пассиковым приводом. Только прямой привод.

Несмотря на свой «простецкий» вид и нестандартный размер я сразу «запал» на этот аппарат. Прямой привод, кварц, возможность (при желании) менять в небольших пределах скорость вращения диска, электронное управление. После «дубовых» рычагов ЭПУ (хоть и автоматического) в «Аллегро» это было просто великолепно. Правда тонарм автоматически не возвращается, надо кнопку нажимать.
Ну и ладно, это как раз легко можно пережить.
Еще несколько стремный выключатель питания, сбоку, я его нахожу наощупь :) Примерно такой же (и так же расположен) у популярного в свое время принтера Epson FX-80. Японцы, видимо, у наших подсмотрели.

С того времени машинка исправно работала, вызывая только положительные эмоции.

В комплекте была штатная головка, кажется ГЗМ-043, претензий к ней никогда не было, алмазная эллиптическая игла. Время шло, и в какой то момент я решил, что пора поменять головку звукоснимателя. Опять же, не потому, что износилась игла (пробег то как раз был небольшой, пластинки я слушал не особо то часто), а просто захотелось апгрейд сделать.

Получилось вот так. На дворе был 2008 или 2009 год.

Новая головка Audio Technica смотрится ничуть не хуже штатной ГЗМ-043
Новая головка Audio Technica смотрится ничуть не хуже штатной ГЗМ-043

Вместе с AT120 была еще куплена зеленая АТ95 (для «Веги», но менять передумал, так и осталась в штатной упаковке).

Встала эта головка нормально, она даже внешне похожа на штатную ГЗМ. Тоже алмазная эллиптическая игла. Процесс замены особых трудностей не доставил, только установить прижимную силу и компенсацию скатывающей силы.
Изготовитель рекомендует 1-1,5 г, я установил 1 г. Звук хороший.

Старая головка осталась, в работе она была немного, возможно, выставлю на авито.

Особенность вертушки (это было серьезным доводом «за») в том, мотор там только один, т. н. сверхтихоходный двигатель прямого привода диска. Разные обзорщики иногда называют эти двигатели тихоходными. Это неправильно. Тихоходные двигатели используются в пассикоком приводе.

Перемещение же тонарма и компенсация скатывающей силы осуществляется при помощи электромагнитов. По-моему, это круто.

При конструировании вертушек есть два подхода к демпфированию.
Это подвешивание самого ЭПУ на пружинах внутри корпуса или жесткое крепление всех компонентов в корпусе, а сам корпус устанавливается на пружинящих ножках-опорах. Такая конструкция и в ЭП-017. Ножки-опоры корпуса и являются демпферами.

Так вот, собственно ничего страшного не случилось, пропала малая скорость поворота тонарма (в обе стороны). Там две кнопки, вправо-влево.

В зависимости от силы нажатия включается меньшая или большая скорость поворота.

Причина простая и очевидная, просто от времени и редкого использования «задубела» смазка в подшипниках поворотного механизма тонарма и усилие электромагнита на меньшей скорости (соответственно с меньшим приложенным напряжением) стало недостаточным для поворота тонарма.

Этих подшипников там два. И добраться до них — та еще задача.
Но мы не боимся трудностей.

Надо просто решиться, взять и сделать. Как говорят в компании Nike - Just do it.

Прежде чем что то откручивать, я решил сначала посмотреть, как народ решает такие задачи. И с удивлением обнаружил, что было несколько модификаций этих ЭП-017, которые немного различаются по конструкции.

По-любому надо начинать со снятия диска. Если у того же Sony PS-LX7 диск просто вытягивается вверх (думаю, на большинстве вертушек все точно так же), то здесь конструкторы пошли другим путем.

Диск просто так не снимается. Он закреплен сверху и снизу.

Первый способ. Вытащить сверху сам диск.
На фото видна пластиковая вставка в центре. Она отвинчивается.

Заглушка - переходник
Заглушка - переходник

Это одновременно и заглушка и переходник для пластинок с дыркой большого диаметра.

Под под этой заглушкой на фото видна гайка фиксации диска. Если ее отвинтить — диск действительно можно легко вытащить.
Но говорят, что эта дорога «мимо храма», так как в этом случае потеряется балансировка диска. Вполне возможно.

Поэтому я выбрал второй способ, который мне кажется действительно более разумным.

Действовать надо через дно.

В днище корпуса есть вот такая пластиковая крышка.

Снять диск сразу вместе с осью можно через низ.
Снять диск сразу вместе с осью можно через низ.

Она под пломбой. Под этой крышкой толстый металлический опорный диск. Этот диск крепится тремя винтами. В центре опорного диска второпластовая вставка, на которую опирается ось самого диска. Эта ось еще зафиксирована разрезной шайбой (чтобы диск нельзя было вытащить и чтобы он сам не выпал при транспортировке). Без этой разрезной шайбы было бы «как у всех», диск можно было бы просто вытащить сверху, причем вместе с осью. А на работу проигрывателя эта шайба вообще никак не влияет. Забегая вперед, скажу, что я ее потом поставил обратно, ну чтобы было. :)

После удаления разрезной шайбы диск легко вытаскивается вместе с осью. Это удобно с точки зрения смазки.

Без диска это выглядит вот так.

Диск снят вместе с осью.
Диск снят вместе с осью.

Теперь надо снимать верх. На верхней части установлены кнопки управления тонармом (справа) и переключатель скорости вращения с регулятором оборотов. Регулятор оборотов диска имеет среднее фиксируемое положение, когда скорость стабилизирована кварцем (их два на самом деле, для каждой скорости — свой) и в небольших пределах скорость можно увеличить или уменьшить. На слух это забавно.

На фото видно, что крышка крепится при помощи 6- винтов. Но это не совсем так. Снизу крышку держат еще столько же.

Т.е. верхняя крышка крепится 12-ю винтами.

Без верхней крышки видно, что внутри достаточно всякой электроники. И это при том, что вся эта электроника со звуком не связана. Предусилителей тут нет.

Верхняя крышка снята.
Верхняя крышка снята.

Монтаж выполнен в лучших традициях военной техники. Жгуты, прочные разъемы, все компоненты надежно залиты лаком. Сделано, как говорится на века.
Есть еще такое клише, менять электролитические конденсаторы, сразу скопом. Я всегда был и остаюсь противником такого подхода. Менять надо только то, что действительно требует замены. Не больше. Думаю, на этом заблуждении разные мастера-ремонтники делают приличные деньги. Чего стоит только «желтая или оранжевая смерть» применительно к декам Накамичи.:)

Так и здесь, вся электроника работает абсолютно нормально и ничего не надо менять.

Самая большая плата — это плата управления двигателем, на ней видны оба кварца, как говорят, очень редкие, и при необходимости найти замену будет непросто.

Силовой трансформатор слева, в экране. В верхней части плата питания. Слева — плата управления тонармом.

Красным помечены два винта для регулировки автостопа. Автостоп тут обыкновенный оптоэлектрический, лампочка с фоторезистором, срабатывает по абсолютному положению тонарма.

Есть более сложный алгоритм, где автостоп срабатывает по изменению угловой скорости тонарма, но про такие системы я только читал, живьем не встречал. Возможно, (не уверен) такой алгоритм реализован в механизме Biotracer от Sony.

Чтобы добраться до подшипников надо снять весь механизм тонарма, он крепится тремя винтами. Также для удобства можно открутить два помеченных красным винта и отсоединить автостоп. А также снять сам тонарм и отвинтить его опору.

Все соединения на разъемах, отсоединить весь механизм тонарма несложно.

Узел тонарма.
Узел тонарма.

Кожух привода тонарма снять несложно, веселье начинается потом.

Что же там под кожухом?
Что же там под кожухом?

Чтобы снять сам тонарм требуется отпаять 5 тонких проводков от головки. Потом уже можно снимать сам тонарм.

Теперь снимаем сам тонарм.
Теперь снимаем сам тонарм.

А чтобы добраться до подшипника требуется от винтить опору тонарма.

И вот он, верхний подшипник.
И вот он, верхний подшипник.

Эта операция относительно несложная.
А вот добраться до нижнего подшипника уже сложнее. Надо отпаять много тоненьких проводков, снять много чего.

Начинается веселье.
Начинается веселье.

Под пластиной находится плоская катушка, собственно привод поворота тонарма.

Вот, что заставляет тонарм двигаться.
Вот, что заставляет тонарм двигаться.

Чтобы снять катушку, надо отвинтить винт и освободить или отпаять несколько проводков. Тогда и откроется доступ к подшипнику. Под катушкой установлен мощный массивный постоянный магнит. Поэтому очень неудобно отвинчивать винт крепления, отвертку буквально вырывает из рук. Из за магнита узел тонарма довольно тяжелый, вес соизмерим с весом диска.

И вот он, подшипник.

Нижний подшипник.
Нижний подшипник.

По-хорошему, конечно, надо было бы извлечь оба подшипника, промыть, а потом смазать. Но я не стал этого делать, а просто побрызгал проникающей аэрозольной смазки на оба. Этого было достаточно, чтобы перемещение тонарма снова мягко и плавно заработало.

Потом все эти операции выполняем в обратном порядке, собираем аппарат, предварительно смазав еще и ось диска. И все.

Аппарат работает, как положено.

Стоит или не добавлять видео работы проигрывателя — пока не знаю, в сети этого много, правда толковых обзоров — не очень.

Вот такой аппарат живет в моем «заповеднике».