Основное «население» моего заповедника — это магнитофоны. Так исторически сложилось, что эти устройства мне нравятся больше всего. И, соответственно, для меня наиболее интересны.
Конечно, в хозяйстве есть и усилители, и акустика (как же без них то?), но главное — магнитофоны.
Есть еще и вертушки, в количестве 3.5 шт. Это Sony, Dual и Электроника 017. Еще «Вега 122», которая вроде и есть, но уже и не помню, когда ее включал. Детские пластинки давно потеряли актуальность, ребенок вырос, а «Вега» осталась, как памятник, только не знаю чему. Ну и пусть стоит. Еще «Аккорд». Этот был специально куплен для дачи и старых шеллачных пластинок.
Основным носителем для меня всегда была магнитная лента (на катушках, потом на кассетах).
Проигрыватели пластинок у нас были всегда. Радиола “Мир”, проигрыватель — приставка «Концертный», «Вега 101», электрофон «Аллегро», это уже высший класс.
Пластинки периодически «крутили», но не так часто как магнитофонные записи.
К «Аллегро» у меня особых претензий не было, тем более, что он больше использовался как усилитель для кассетной деки. До сих пор вспоминаю хорошими словами штатную акустику 35АС-1.
Но время шло, пассик привода диска разрушился (не растянулся, а разрушился) и, как оказалось «запаска» из комплекта разрушилась точно также. Потом начал сильно греться один из выходных транзисторов самого усилителя (УКУ-020). Посте ремонта в сервисном центре ничего не изменилось. Транзистор так и грелся, не помогла и замена на более «продвинутый» 2Т вместо КТ.
В итоге этот агрегат был продан, осталась только акустика.
И вот тогда, в 86 или 87 году и произошел апгрейд.
Я купил в ГУМе усилитель «Феникс» (их делали в г. Львов), а вертушку я долго выбирал (было из чего выбирать) и в конце концов мой выбор остановился на новой на то время модели «Электроника ЭП-017». К слову, пресловутые «Корветы» тогда уже продавались, это агрегат вполне можно было купить в магазине-салоне «Орбита». Но, на мой взгляд, это просто страшилище, причем сильно переоцененное. Что тогда, что сейчас — мое мнение не изменилось.
Я принципиально не хотел (и сейчас не изменил своей позиции) связываться с пассиковым приводом. Только прямой привод.
Несмотря на свой «простецкий» вид и нестандартный размер я сразу «запал» на этот аппарат. Прямой привод, кварц, возможность (при желании) менять в небольших пределах скорость вращения диска, электронное управление. После «дубовых» рычагов ЭПУ (хоть и автоматического) в «Аллегро» это было просто великолепно. Правда тонарм автоматически не возвращается, надо кнопку нажимать.
Ну и ладно, это как раз легко можно пережить.
Еще несколько стремный выключатель питания, сбоку, я его нахожу наощупь :) Примерно такой же (и так же расположен) у популярного в свое время принтера Epson FX-80. Японцы, видимо, у наших подсмотрели.
С того времени машинка исправно работала, вызывая только положительные эмоции.
В комплекте была штатная головка, кажется ГЗМ-043, претензий к ней никогда не было, алмазная эллиптическая игла. Время шло, и в какой то момент я решил, что пора поменять головку звукоснимателя. Опять же, не потому, что износилась игла (пробег то как раз был небольшой, пластинки я слушал не особо то часто), а просто захотелось апгрейд сделать.
Получилось вот так. На дворе был 2008 или 2009 год.
Вместе с AT120 была еще куплена зеленая АТ95 (для «Веги», но менять передумал, так и осталась в штатной упаковке).
Встала эта головка нормально, она даже внешне похожа на штатную ГЗМ. Тоже алмазная эллиптическая игла. Процесс замены особых трудностей не доставил, только установить прижимную силу и компенсацию скатывающей силы.
Изготовитель рекомендует 1-1,5 г, я установил 1 г. Звук хороший.
Старая головка осталась, в работе она была немного, возможно, выставлю на авито.
Особенность вертушки (это было серьезным доводом «за») в том, мотор там только один, т. н. сверхтихоходный двигатель прямого привода диска. Разные обзорщики иногда называют эти двигатели тихоходными. Это неправильно. Тихоходные двигатели используются в пассикоком приводе.
Перемещение же тонарма и компенсация скатывающей силы осуществляется при помощи электромагнитов. По-моему, это круто.
При конструировании вертушек есть два подхода к демпфированию.
Это подвешивание самого ЭПУ на пружинах внутри корпуса или жесткое крепление всех компонентов в корпусе, а сам корпус устанавливается на пружинящих ножках-опорах. Такая конструкция и в ЭП-017. Ножки-опоры корпуса и являются демпферами.
Так вот, собственно ничего страшного не случилось, пропала малая скорость поворота тонарма (в обе стороны). Там две кнопки, вправо-влево.
В зависимости от силы нажатия включается меньшая или большая скорость поворота.
Причина простая и очевидная, просто от времени и редкого использования «задубела» смазка в подшипниках поворотного механизма тонарма и усилие электромагнита на меньшей скорости (соответственно с меньшим приложенным напряжением) стало недостаточным для поворота тонарма.
Этих подшипников там два. И добраться до них — та еще задача.
Но мы не боимся трудностей.
Надо просто решиться, взять и сделать. Как говорят в компании Nike - Just do it.
Прежде чем что то откручивать, я решил сначала посмотреть, как народ решает такие задачи. И с удивлением обнаружил, что было несколько модификаций этих ЭП-017, которые немного различаются по конструкции.
По-любому надо начинать со снятия диска. Если у того же Sony PS-LX7 диск просто вытягивается вверх (думаю, на большинстве вертушек все точно так же), то здесь конструкторы пошли другим путем.
Диск просто так не снимается. Он закреплен сверху и снизу.
Первый способ. Вытащить сверху сам диск.
На фото видна пластиковая вставка в центре. Она отвинчивается.
Это одновременно и заглушка и переходник для пластинок с дыркой большого диаметра.
Под под этой заглушкой на фото видна гайка фиксации диска. Если ее отвинтить — диск действительно можно легко вытащить.
Но говорят, что эта дорога «мимо храма», так как в этом случае потеряется балансировка диска. Вполне возможно.
Поэтому я выбрал второй способ, который мне кажется действительно более разумным.
Действовать надо через дно.
В днище корпуса есть вот такая пластиковая крышка.
Она под пломбой. Под этой крышкой толстый металлический опорный диск. Этот диск крепится тремя винтами. В центре опорного диска второпластовая вставка, на которую опирается ось самого диска. Эта ось еще зафиксирована разрезной шайбой (чтобы диск нельзя было вытащить и чтобы он сам не выпал при транспортировке). Без этой разрезной шайбы было бы «как у всех», диск можно было бы просто вытащить сверху, причем вместе с осью. А на работу проигрывателя эта шайба вообще никак не влияет. Забегая вперед, скажу, что я ее потом поставил обратно, ну чтобы было. :)
После удаления разрезной шайбы диск легко вытаскивается вместе с осью. Это удобно с точки зрения смазки.
Без диска это выглядит вот так.
Теперь надо снимать верх. На верхней части установлены кнопки управления тонармом (справа) и переключатель скорости вращения с регулятором оборотов. Регулятор оборотов диска имеет среднее фиксируемое положение, когда скорость стабилизирована кварцем (их два на самом деле, для каждой скорости — свой) и в небольших пределах скорость можно увеличить или уменьшить. На слух это забавно.
На фото видно, что крышка крепится при помощи 6- винтов. Но это не совсем так. Снизу крышку держат еще столько же.
Т.е. верхняя крышка крепится 12-ю винтами.
Без верхней крышки видно, что внутри достаточно всякой электроники. И это при том, что вся эта электроника со звуком не связана. Предусилителей тут нет.
Монтаж выполнен в лучших традициях военной техники. Жгуты, прочные разъемы, все компоненты надежно залиты лаком. Сделано, как говорится на века.
Есть еще такое клише, менять электролитические конденсаторы, сразу скопом. Я всегда был и остаюсь противником такого подхода. Менять надо только то, что действительно требует замены. Не больше. Думаю, на этом заблуждении разные мастера-ремонтники делают приличные деньги. Чего стоит только «желтая или оранжевая смерть» применительно к декам Накамичи.:)
Так и здесь, вся электроника работает абсолютно нормально и ничего не надо менять.
Самая большая плата — это плата управления двигателем, на ней видны оба кварца, как говорят, очень редкие, и при необходимости найти замену будет непросто.
Силовой трансформатор слева, в экране. В верхней части плата питания. Слева — плата управления тонармом.
Красным помечены два винта для регулировки автостопа. Автостоп тут обыкновенный оптоэлектрический, лампочка с фоторезистором, срабатывает по абсолютному положению тонарма.
Есть более сложный алгоритм, где автостоп срабатывает по изменению угловой скорости тонарма, но про такие системы я только читал, живьем не встречал. Возможно, (не уверен) такой алгоритм реализован в механизме Biotracer от Sony.
Чтобы добраться до подшипников надо снять весь механизм тонарма, он крепится тремя винтами. Также для удобства можно открутить два помеченных красным винта и отсоединить автостоп. А также снять сам тонарм и отвинтить его опору.
Все соединения на разъемах, отсоединить весь механизм тонарма несложно.
Кожух привода тонарма снять несложно, веселье начинается потом.
Чтобы снять сам тонарм требуется отпаять 5 тонких проводков от головки. Потом уже можно снимать сам тонарм.
А чтобы добраться до подшипника требуется от винтить опору тонарма.
Эта операция относительно несложная.
А вот добраться до нижнего подшипника уже сложнее. Надо отпаять много тоненьких проводков, снять много чего.
Под пластиной находится плоская катушка, собственно привод поворота тонарма.
Чтобы снять катушку, надо отвинтить винт и освободить или отпаять несколько проводков. Тогда и откроется доступ к подшипнику. Под катушкой установлен мощный массивный постоянный магнит. Поэтому очень неудобно отвинчивать винт крепления, отвертку буквально вырывает из рук. Из за магнита узел тонарма довольно тяжелый, вес соизмерим с весом диска.
И вот он, подшипник.
По-хорошему, конечно, надо было бы извлечь оба подшипника, промыть, а потом смазать. Но я не стал этого делать, а просто побрызгал проникающей аэрозольной смазки на оба. Этого было достаточно, чтобы перемещение тонарма снова мягко и плавно заработало.
Потом все эти операции выполняем в обратном порядке, собираем аппарат, предварительно смазав еще и ось диска. И все.
Аппарат работает, как положено.
Стоит или не добавлять видео работы проигрывателя — пока не знаю, в сети этого много, правда толковых обзоров — не очень.
Вот такой аппарат живет в моем «заповеднике».