По странным стечениям обстоятельств в годы советских гонений церковь в деревушке N не закрылась. До революции здесь служил приходской священник, живший вместе со своей семьей. Крестьяне были очень верующими, но неграмотными. Поэтому протоиерей Прокопий учил их исключительно молитве Иисусовой, Отче наш, Символ веры и Богородице дево, радуйся. Сказывали, что в годы так 1910-е умер крестьянин чудным образом, и вообще такая кончина была не редкостью. Крестьянин Бабайкин был человеком волевым и трудолюбивым. Узнав на молитве про свой отход из здешнего мира, он позвал всех родственников, чтобы проститься. Не успел прийти один племянник, но все остальные присутствовали. Дедушка Бабайкин простился со всеми, лег на скамейку и, скрестив руки, мирно почил о Господе. Интересно то, что никто такому явлению не удивлялся и вообще жители деревни N смотрели на чудо как на нечто естественное.
После революции сюда приезжали местные полит-идеологии марксизма-ленинизма. Они призывали крестьян снести церковь Иоанна Предтечи и построить на место его школу. Никто не согласился, один крестьянин даже плюнул на землю, обозвав проповедника коммунизма "сатаною". Возмездие представителя социалистического режима был неминуемым. Бравые красные солдаты тут же расстреляли бедного крестьянина и уехали восвояси, и больше в поселке никто не проповедовал коммунизм. Имя крестьянина-мученика Захар Онисимович Дугин. Наш дядя Артем, сошедший с ума после измены невесты, был потомком этого Захар Дугина, который был мучеником за Христа.
Как говорилось в прошлой части, прошло 40 лет, как Артем Иванович Дугин сошел с ума. Игумен Анастасий уже скончался и на его место приехал молодой священник, только что кончивший семинарию. У него была молодая жена, забеременевшая вскоре после приезда в N. Батюшка же посчитал, что у него недостаточно денег кормить дядю Артема и выслал его из церковного домика. Тем более, думал новоявленный протоиерей, что страдалец находится в духовной прелести, ибо всегда повторял: "Господи, Иисусе Христе, не вмени им в грех". От этих слов батюшка Вадим подумал, что бездомный молится о других, а о себе то, то есть о своем спасении не думает, поэтому то он и повредился душой и обладаем диаволом.
Теперь дядя Артем сидел у местного магазинчика, единственного в N и жил тем, что его кормила продавщица. Она иногда водила его в баню, а зимой разрешала жить в сарае, где держали скотину. У Людмилы, продавщицы этой, была 13 летняя дочь и 7 летний сын. Они часто смеялись над страдальцем и дразнили его "помешанным". Людмила не позволяла так обращаться с юродивым во Христе, каким она его считала. Вообще Людмила была одной из немногих молодых женщин, которая ходила в храм молиться. Жила, как думала, благочестиво, особенно гордилась помощью дяде Артему. Муж ее пил очень много и нигде не работал.
Немного отойдем от судьбы дяди Артема и перенесемся на 13 летнюю дочь Людмилы Аню. Людмила очень любила сына, но на Аню всегда мало обращала внимания и была к ней весьма строга. Аня же ненавидела мать за ее холодность и тайком любила побивать своего младшего братика. Бывало, придет Костя из школы, а мамы дома нет, тут то его встречала сестрица. Она щипала мальчика за руку и любила давать подзатыльники, строго-настрого заповедую Косте, чтобы он ничего не говорил матери, иначе ему же хуже будет.
Вступив в подростковый возраст, Аня захотела иметь себе мужа. В деревни многие были пьяницы и некоторые дяденьки поглядывали на созревающую девушку. Так местному мужику Георгию очень по нраву пришлась Аня. Аня часто ходила около его старой избы и игриво заговаривала с Георгием. Девушке очень нужен был парень, чтобы похвастаться перед подругами, так-как у многих уже были любовники, а бедная Аня, дескать, сидит в "старых девах".
Как и все жители деревеньки, Аня не обладала физической красотой. Была немного пухленькой, так-как мама приносила с работы много обильной пищи и имела румянец на лице, не сходивший ни в какое время года. Волосы ее были очень темные, а глаза ярко-зеленые. Девочка любила смотреть фильмы про романтическую любовь, мечтая самой стать красивой невестой и выйти замуж за молодого принца. В 9 лет Аня впервые познакомилась с сигаретами, стащив у отца самокрутку махорки. Вкус был немного сладковатым, поэтому девочка часто начала покуривать, а так-как отец был всегда пьяный, а матери не до нее, то наша девочка пристрастилась без страха быть пойманной и наказанной.
Однажды зимой, когда дядя Артем жил в сарае, от холода еле живой, Людмила приготовила ему горячий чай в термосе и обещала скоро поставить печку. Аня же гуляла по деревни около дома одинокого Георгия. Мужик предложил ей согреться у себя дома. Итак, на столе стояла водка и свежая колбаса, утром купленная у мамы Ани. Георгий предложил ей выпить, на что Аня сказала, что никогда этого не делала и ей страшно притрагиваться к алкоголю, но Георгий уговорил девочку выпить. Через некоторое время, напившись, у них все произошло. Георгий спросил Аню: "Ты ведь никому не расскажешь? Меня могут посадить."-"Дядя Жора, конечно же нет".
Через два часа Аня встретилась в подругами, перед которыми хвасталась тем, что уже стала женщиной. Естественно, эта весть разлетелась по всей деревне и рано утром Людмила тащила Аню за волосы по всему дому. Аня плакала и кричала, что все произошло не по ее воле и, дескать, это был не Георгий, а дядя Артем.
К дому собралось множества народа: молодые и пожилые. К ним вышла Людмила: "Дорогие мои! Какой срам произошел! Дядя Артем, которому я помогала столько лет, я питала его из своей кровных, грела и одевала его. Затаскивала его мыться в мою баню! Он мою девочку, родненькую мою, опозорил и насильно взял!" В толпе прогремели гневные крики. Люди рвали на себе волосы и местный мужичок успокоил толпу и гневно крикнул: "Если позовем полицию, его просто посадят в психушку, а нужно наказать!"- мужик поднял кулак.- "Сами его придушим, придушим насильника!"
Толпа вошла в сарай, когда дядя Артем спал. У него были длинные волосы и борода, за которую его вытянули из сарая и начали шесть мужиков бить ногами. Дядя Артем ревел от боли, от сильных ударов он не мог произнести свою молитву. Затем его поставили на бревно и сняли куртку, начав бить палками. Спина дядя Артема была вся в крови. Измученный человек продолжил свою молитву. Людмила крикнула: "Он еще Бога смеет поминать, давайте его на гору поведем!"
Толпа несла бедного дядю Артема на гору, его сопровождали удары веревками и палками. Когда все забрались на гору, где стоял крест, возведенный в честь святого, того самого неизвестного святого, в честь которого поселились предки местных жителей, тут развели костер, куда на столбу привязали дядю Артема.
Костер начал гореть и приближался к ногам бедного страдальца. Дядя Артем, почувствовав боль, крикнул: "Господи Иисусе Христе, прости мои грехи и им прости их грех, да будут все прощены пред лицем Твоим!"
Так сгорел Артем Дугин, невинный страдалец. Прибежала на гору Аня и, увидев все произошедшее, в обморочном состоянии вскричала: "Что же вы сделали? Не он это был, не он! Никто не надругался надо мною". Люди рвали на себе волосы, кто-то прятался в сугроб и плач великий стоял по всей деревне. Позже приехала полиция и репортеры. Поистине, зверский был этот поступок. Крест, который возвышался над деревней и около которого сожгли дядю Артема, рухнул на землю. Более поднимать его никто не смел.