Итого! Подвожу итоги "оперного запоя" и "Евгения Онегина головного мозга"! Просмотрено семь постановок:
1. "Евгений Онегин", Московский театр "Новая Опера"
2. "Евгений Онегин", "Геликон-опера"
3. "Евгений Онегин", Метрополитан-опера (США)
4. "Евгений Онегин", Мариинский театр, 2015 год
5. "Евгений Онегин", Большой театр, 2000 год
6. "Евгений Онегин", Казахский Государственный Академический Театр оперы и балета, 2020 год
7. "Евгений Онегин", Мариинский театр, 1984 год
Смотрела я их очень внимательно, подробно, вдумчиво и даже въедливо. Занудно даже, я бы сказала. Часто нажимала на паузу, делала скриншоты, писала впечатления.
Хоть диссертацию пиши, честное слово!
Дальше решила не смотреть, потому что нашла идеальную! Лучше не может быть, потому что она эталонная!
Места в данном соревновании распределились так:
1. "Евгений Онегин", Мариинский театр, 1984 - ЭТАЛОН!
2. "Евгений Онегин", Большой театр, 2000
3. "Евгений Онегин", Московский театр "Новая Опера"
4. "Евгений Онегин", "Геликон-опера"
5. "Евгений Онегин", Мариинский театр, 2015 год
6. "Евгений Онегин", Метрополитан-опера (США)
7. "Евгений Онегин", Казахский Государственный Академический Театр оперы и балета, 2020
3, 4 и 5 места - очень близки друг к другу.
Не стала смотреть постановку Большого театра от режиссёра Дмитрия Чернякова. Мне хватило отзывов почитать и статей театральных критиков, чтобы понять, что там слишком много торчащего буквально отовсюду режиссёра.
Не стала смотреть постановку Метрополитан-опера с Анной Нетребко.
Пишу не столько про постановки, сколько про своё восприятие этих постановок. Понимаю, что у кого-то может быть другое мнение. Но я пишу о себе.
Оказалось, что в каждой постановке, кроме эталонной, есть что-то хорошее и есть что-то, что мне не понравилось.
Даже в самой неудачной постановке от Казахского театра есть то, что мне очень понравилось: финальная сцена с объяснениями Татьяны и Онегина поставлена и снята потрясающе красиво и чувственно! Я её пересмотрела три раза. Очень красиво! Это самая чувственная финальная сцена из всех.
Первое место отличается от второго совсем чуть-чуть. Вот прямо самую малость! Басковым! Если бы не он, постановка Большого театра 2000 года разделила бы первое место с постановкой Мариинского театра 1984 года.
В целом Басков даже и не плох. Но... Есть такая фраза: "Вы любите не искусство, вы любите себя в искусстве". Вот это как раз про Баскова в роли Ленского. Объясняться в любви Ольге и смотреть при этом не на Ольгу, а прямо в снимающую его камеру - так себе. Именно из-за этих взглядов Баскова в камеру постановка Большого театра оказалась на втором месте.
Сразу признаюсь, что я не люблю режоперу. Если режиссёр торчит из постановки классической оперы слишком сильно - это точно не мой вариант. Всё, что не вписывается в канон классических постановок - не мой вариант.
Но есть исключения! Если режиссёр торчит так, что не вызывает сильного отторжения - то я могу это принять.
Например, в постановке Мариинского театра от 2015 года есть такие моменты - и вроде торчащий режиссёр, но очень мило и вписывается в общую картину оперы. Не спорит с ней, а просто будто слегка приоткрывает некоторые подробности.
Если же режиссер торчит грубо и нарочито - этого я принимать не хочу.
Например, в постановке Геликон-оперы в сцене финального бала внезапно все оказались в костюмах начала 20 века. Зачем это? Не понимаю.
Или в постановке Мариинского театра от 2015 года в конце объяснения Татьяны и Онегина (где Онегин ей отказывает) совершенно внезапно и необъяснимо Онегин чуть было не поцеловал Татьяну, хотя только что ей отказал. Это зачем? Тоже не понимаю.
В той же постановке Мариинского театра от 2015 года Трике показан совершеннейшим дряхлым маразматиком. Зачем?!
Есть вариант "торчания режиссёра", который не вписывается в общую картину, но являет собой очень интересный режиссёрский ход, над которым хочется задуматься.
Например, в постановке театра "Новая опера" в сама финале Онегин почему-то пропел "О, смерть!" - и на заднем плане появился Гремин, как обещание дуэли и гибели Онегина примерно по той же самой причине, по которой случилась дуэль у самого Онегина и Ленского. Это интересный ход! Хотя и совсем не вписывается в классическое понимание оперы. Если уж совсем честно, то я бы, конечно, без этой отсебятины обошлась.
Еще я про себя поняла, что хоть опера и очень условное искусство и в оперу ходят слушать, картинка для меня очень важна. Если мне надо послушать, я аудиозапись поставлю. В театр я хожу еще и для визуальных впечатлений. И смотреть на очень заметное несоответствие возраста, явные странности сценографии, а также слушать акцент в русских ариях - мне не нравится. Именно поэтому постановка Метрополитан-опера на предпоследнем месте. Хотя там шикарные голоса. Но я искала для себя идеальную постановку, где сочеталось бы всё вместе: и голоса, и артистизм, и внешность солистов, и соответствие постановки изначальному материалу, и декорации. Идеальная постановка найдена! Эталон!
Про эталонную постановку в двух словах даже и писать нечего. Она лучшая, идеальная, эталонная! В ней прекрасно всё! Солисты, оркестр, декорации, костюмы и пр. Всё!
Открыла для себя много интересного!
Например, до меня наконец-то дошло, почему Чайковский написал партию Ольги именно так, как написал! Я долго по этому поводу недоумевала... А теперь поняла, что это совсем не случайно! Это сделано специально. Для того, чтобы дать зрителю понять: Ольга не так проста, как кажется. И её роль в истории очень мрачная - она толкает своего поклонника к гибели. Именно низкие тесситуры партии очень непрозрачно намекают на её дальнейший поступок и на трагический конец Ленского.
Заметила, как перекликаются между собой партии любящих - Ленского ("Что день грядущий мне готовит") и Татьяны ("Что в вашем сердце я нашла").
А партии "равнодушных" тоже перекликаются: Ольга поёт "Я не способна к грусти томной, Я не люблю мечтать в тиши", а Онегин поёт "Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел".
Только просмотрев оперу несколько раз, обнаружила что "Пускай погибну я, но прежде... Я в ослепительной надежде!" Онегин вторит за Татьяной, которая писала письмо!
И Онегинские слова "Тебе я послан Богом. До гроба я хранитель твой" - это практически прямые цитаты из письма Татьяны.
И уже после того, как до меня это дошло, я посмотрела передачу Михаила Казиника про оперу "Евгений Онегин".
https://www.youtube.com/watch?v=8_UB_ehjWsM
В-общем, после этого выложу про каждую постановку отдельно.
Если Вы не смотрели оперу "Евгений Онегин", обязательно посмотрите постановку Мариинского театра 1984 года! Юрий Темирканов сделал её филигранно, гениально, самым точным и корректным образом! Гений... А как он дирижировал! С закрытыми глазами! Ему не нужно смотреть на партитуру и на оркестр - он всё это видит внутренним взором. Внешние картинки только отвлекают.
Юрия Темирканов поставил оперу так, что нигде не торчит его режиссерское - но во всём чувствуется его режиссёрский гений!
Далеко не каждому удаётся такое!
Вот тут про то, как была поставлена эта опера:
https://www.youtube.com/watch?v=8I67ldFIAxc
Очень жаль, что у нашем НОВАТе сейчас есть только концертное исполнение оперы. Очень хотелось бы увидеть красивую постановку и на нашей сцене. Деликатную, без мешающего, классическую. Сейчас эта такая редкость!