Найти в Дзене
Совкомблог

Альтернативный вопрос в продажах: что это и как его применять

Альтернативный вопрос — мощнейший инструмент в руках профессионалов, занимающихся продажами. Расскажем, в чем суть этого приема и как его эффективно использовать в разных ситуациях. Что такое альтернативный вопрос Вопрос построен так, что у собеседника (клиента) возникает иллюзия выбора. Хотя на деле любой ответ выгоден продавцу. Примеры: Подходящий вопрос продавец формулирует, узнав потребности клиента. Для этого он прежде задает открытые вопросы. Они начинаются со слов: «как», «когда», «зачем». Собеседник обычно дает развернутые ответы, которые и подсказывают дальнейшую модель поведения продавцу. Вопросы-альтернативы должны звучать органично, естественно. Стоит прописать их заранее и убедиться, что ваш мотив не бросается в глаза. Цели и задачи Вопросы-альтернативы используют, чтобы помочь сомневающимся клиентам решиться на покупку. Они призваны побороть его нервозность и опасения, предложить оптимальные пути решения проблемы. Такие вопросы помогут: Цели, с которыми используют такие в
Оглавление

Альтернативный вопрос — мощнейший инструмент в руках профессионалов, занимающихся продажами. Расскажем, в чем суть этого приема и как его эффективно использовать в разных ситуациях.

  • Что такое альтернативный вопрос
  • Цели и задачи
  • Плюсы и минусы
  • Альтернативные вопросы в продажах: примеры
  • Частые ошибки
  • Итоги
   Грамотный менеджер знает, как продать клиенту даже то, что ему не особенно нужно
Грамотный менеджер знает, как продать клиенту даже то, что ему не особенно нужно

Что такое альтернативный вопрос

Вопрос построен так, что у собеседника (клиента) возникает иллюзия выбора. Хотя на деле любой ответ выгоден продавцу.

Примеры:

  1. Вам позвонить сегодня или завтра?
  2. Оплатите покупку наличными, по карте или в рассрочку?
  3. Оставите свой номер телефона или электронную почту?
  4. Хотите поехать в Сочи или Адлер?

Подходящий вопрос продавец формулирует, узнав потребности клиента. Для этого он прежде задает открытые вопросы.

Они начинаются со слов: «как», «когда», «зачем». Собеседник обычно дает развернутые ответы, которые и подсказывают дальнейшую модель поведения продавцу.

Вопросы-альтернативы должны звучать органично, естественно. Стоит прописать их заранее и убедиться, что ваш мотив не бросается в глаза.

Цели и задачи

Вопросы-альтернативы используют, чтобы помочь сомневающимся клиентам решиться на покупку. Они призваны побороть его нервозность и опасения, предложить оптимальные пути решения проблемы.

Такие вопросы помогут:

  • собрать и уточнить информацию;
  • назначить встречу;
  • вовлечь в процесс;
  • отработать возражения;
  • подтвердить договоренности;
  • направить ход мысли покупателя в нужное русло;
  • контролировать ход беседы;
  • подтолкнуть к принятию окончательного положительного решения.

Цели, с которыми используют такие вопросы, могут быть разными:

  • Установить контакт

У специалиста есть всего несколько секунд, чтобы наладить контакт с клиентом, прежде чем он займет «глухую оборону» или попросту уйдет из магазина. Либо, в случае телефонного обзвона, положит трубку.

Поэтому стандартный вопрос — «Я могу вам помочь?» — следует заменить альтернативным — «Вы за покупкой или обслуживанием?», «Вы пока осматриваетесь или уже что-то понравилось?».

  • Предложить выбор, который устраивает компанию

Задавая вопрос, вы формулируете четкие альтернативы, а не озвучиваете размытую информацию.

Неправильно: «Когда вы хотите, чтобы приехал специалист?».

Правильно: «Вам удобно принять специалиста дома сегодня до 20:00 или завтра с 10:00?».

  • Убедить оформить заказ

Грамотно заданный вопрос позволит довести дело до победного. Например: «Какой тариф вам оформить: основной или с преимуществами?».

  • Определить приоритеты

Когда продавец делает персональное предложение клиенту, ему следует исходить из его потребностей, выявленных на предыдущих этапах диалога.

Например, он понимает, что покупатель пришел за смартфоном. Подходящий вопрос-альтернатива: «Хотите модель с пластиковым или металлическим корпусом?».

Прием позволяет клиенту почувствовать себя хозяином положения. Поэтому такой метод еще называют «выбор без выбора в продажах». Далее мы приведем наглядные примеры.

Чтобы не оттолкнуть покупателей, лучше не прибегать к такому приему чаще одного-двух раз.

   Покупателю трудно самому сориентироваться в изобилии товаров и услуг на рынке. Задача продавца — помочь определиться с выбором и сделать покупку
Покупателю трудно самому сориентироваться в изобилии товаров и услуг на рынке. Задача продавца — помочь определиться с выбором и сделать покупку

Плюсы и минусы

У каждого подхода есть преимущества и недостатки.

Выделим основные плюсы альтернативных вопросов:

  • не требуют долгих раздумий;
  • дают информацию об основных потребностях клиента и дополнительные подробности;
  • мягко подталкивают к действию;
  • подводят к органичному окончанию диалога.

Недостатки:

  • не позволяют выявить сопутствующие потребности;
  • нельзя использовать часто;
  • не всегда способны рассеять сомнения покупателя;
  • могут вызывать неудовольствие клиента, так как накладывают на него определенные обязательства;
  • озвученные альтернативы могут не устроить покупателя.

Если не злоупотреблять приемом, а использовать его точечно, плавно вплетая в ход разговора, вопросы-альтернативы помогут добиться конечного результата: продажи, заключения сделки и так далее.

Обучить менеджеров вести эффективные диалоги с клиентами — задача руководства. С этой целью они могут организовать курсы и мастер-классы. А чтобы денег хватило на все необходимое, можно оформить выгодный кредит в Совкомбанке.

Не хватает денег, чтобы пополнить оборотные средства или исполнить контракты? «Легкий кредит» от Совкомбанка поможет решить эти проблемы. Оформите за пару кликов и получите индивидуальную сумму на срок до двух лет.

Альтернативные вопросы в продажах: примеры

Время таких вопросов наступает, когда клиент в целом уже решился на покупку и осталось обговорить детали.

Вопросы можно сформулировать двумя способами:

  • чтобы они предлагали примерно одинаковые альтернативы (клиент выберет оптимальное решение);
  • в качестве альтернативы использовать заведомо проигрышный вариант, чтобы на его фоне клиент сделал выбор в пользу нужного для компании.

Важно не разрушить некорректно заданным вопросом всю цепочку продажи. Чем опытнее продавец, тем лучше он чувствует клиента и улавливает момент, когда стоит взять инициативу.

Лучше иметь несколько заготовок, чтобы не размышлять над подходящей формулировкой, когда нужно «ковать железо». Все это обычно делают на этапе изучения целевой аудитории с учетом профиля компании и продукта, который она предлагает.

Шаблоны с вопросами лучше раздать в качестве обучающего материала, повесить рядом с рабочими местами сотрудников, чтобы у них всегда была возможность обратиться к шпаргалке.

Приведем примеры диалогов, в которых удачно использованы вопросы-альтернативы:

— У вас есть платья серого цвета?

— Есть новая коллекция в темных тонах. Вам показать пепельно-серый или цвет мокрого асфальта?

— Вы хотите подключить только цифровое телевидение или нужен также домашний интернет?

— Нужно и то и другое.

— Вы хотите легкий ланч или основательно пообедать?

— Я хочу бизнес-ланч и что-то из ваших фирменных блюд.

— В рамках акции доставка бесплатная. Вам прислать товар с курьером или в пункт выдачи заказов?

— Лучше курьером.

— Вы хотите заполнить анкету прямо сейчас по телефону или позже на сайте сами?

— Давайте сейчас, чтобы потом не тратить время.

Перед тем как задать вопросы-альтернативы, нужно выявить потребности клиента. Они касаются:

  • цены;
  • надежности;
  • новизны;
  • комфорта;
  • безопасности;
  • модных трендов.

Деликатно выявляя потребности, продавец показывают заботу о клиенте. В процессе менеджер завладевает вниманием, становится ведущим в диалоге, направляя его в нужную для себя сторону.

   Компаниям стоит обучать персонал эффективной коммуникации с клиентами
Компаниям стоит обучать персонал эффективной коммуникации с клиентами

Подытожим. Формула эффективных продаж:

  1. Внимательно слушаем и слышим клиента.
  2. Анализируем ситуацию с позиции его интересов.
  3. Формулируем два-три вопроса-альтернативы, ведущих к продаже.

Еще несколько советов, которые помогут эффективнее использовать прием:

  • наиболее выгодные для компании альтернативы выделяйте интонационно, делая перед этим паузу. Если их несколько, самую выгодную вставьте в середину фразы. В тексте самое главное размещайте в начале и в конце предложения;
  • показывайте заботу: «Когда вам будет удобно?», «Что вы больше любите?» «Разрешите уточнить, правильно ли я вас понял?»;
  • всегда держите в уме выявленную базовую потребность клиента и предлагайте дополнительные опции и товары;
  • транслируя политику компании, убедите собеседника, что ее продукция — качественная и не разочарует его.

Вопрос-альтернатива не может быть ультиматумом. Клиент всегда должен оставаться в зоне комфорта и не искать подвоха.

Извлекать прибыль можно не только в бизнесе. Инвестируйте выгодно вместе с Совкомбанком.

Получить выгоду можно не только от приобретения ценных бумаг компании, в которой вы работаете: на биржах представлено множество вариантов. Выбирайте акции, облигации и фонды, инвестируйте и следите за состоянием рынка в приложении «Совкомбанк Инвестиции».

Частые ошибки

Если неумело пользоваться альтернативными вопросами, дальнейшие усилия по работе с клиентом будут бессмысленными.

Чего точно не нужно делать, формулируя вопросы-альтернативы:

  • в качестве одного из вариантов предлагать невыгодные компании товары;
  • задавать закрытый вопрос, на который можно ответить просто «нет»;
  • игнорировать потребности клиента, навязывая ему свою точку зрения;
  • открыто манипулировать клиентом, давить на него;
  • использовать стоп-фразы, которые отбивают желание у покупателя иметь дело с компанией: «У нас самый лучший товар, просто поверьте », «Вы не хотите покупать, потому что слишком дорого?»;
  • использовать непонятную для собеседника терминологию;
  • устраивать допрос клиенту, когда он отказывается от любого контакта с продавцом;
  • критиковать выбор клиента, предлагая ему более дорогой вариант.

Как и любой навык, умение продавать посредством беседы оттачивается на практике. Используйте рекомендации, сочетая их с собственным стилем общения, чтобы ваша речь была естественной и не отталкивала собеседника наигранностью.

Итоги

Альтернативный вопрос в продажах — стратегия общения с потенциальным клиентом, когда ему предлагают выбор между двумя более-менее равнозначными опциями.

Такой подход помогает вовлечь клиента в диалог, позволяет ему самому принять решение и участвовать в процессе выбора.

Используя альтернативные вопросы, продавец может лучше понять потребности и предпочтения клиента, а также убедить его в правильности выбора.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.