Постоянно говорят, что значительный прогресс в технологиях начался только в двадцатом веке. До этого времени считается, что были сделаны лишь первые неуклюжие попытки в этом направлении. Однако представьте, что эта точка зрения не является неоспоримой. Возьмем для примера событие, произошедшее в далеком 1794 году. В Париже в тот год было успешно отправлено первое сообщение с помощью новейшего оптического телеграфа. Сообщение преодолело расстояние в 210 километров всего за три часа, что для тех времен было невероятно быстро. Позже там же было основано первое телеграфное агентство.
Оптический телеграф состоял из сети высоких башен, расположенных на расстоянии от восьми до двенадцати километров друг от друга. На каждой из башен на высоком столбе крепились три сигнальные штанги на шарнирах. Оператор, изменяя их положение, создавал разнообразные фигуры, которые служили для передачи зашифрованной информации от одной станции к другой. И все это произошло до начала правления Наполеона. Представляете?
Сообщение между начальной и конечной станциями могло быть передано всего за несколько минут, а небольшой текст доставлялся за двадцать-тридцать минут. Это было значительное достижение, поскольку скорость передачи информации играет критическую роль как в стратегических, так и в экономических аспектах. В качестве сравнения, курьер на лошади, даже с возможностью смены лошадей, потратил бы минимум двое суток, чтобы преодолеть более двухсот километров и доставить информацию. Благодаря такой эффективности, вскоре по всей Европе была развернута сеть таких оптических телеграфных станций. Эту тему иногда затрагивают на уроках истории в школах.
Интересный факт: гравюры с изображением оптических телеграфов могут напоминать храмы, однако это не так — на самом деле это телеграфные станции. Подумайте об этом. Помимо этого, стоит упомянуть, что в тот же период стало возможным отправлять подписи или изображения. В 1841 году были запатентованы первые в мире электрические часы, работающие от электромагнитных импульсов, что также было значимым шагом в развитии технологий.
В Париже 1860 года была создана уникальная машина, которую позже окрестили пантелеграфом. Это было устройство высотой два метра, усовершенствованное по сравнению с предшествующими моделями, решающее проблемы синхронизации за счет использования высокоточных часов. Эти часы функционировали независимо от электрических импульсов, передаваемых по телеграфным линиям. Изобретение Джованни Касселли использовалось для передачи сообщений между такими городами, как Париж и Марсель, Париж и Лион, а также между Москвой и Санкт-Петербургом. Основанная на технологии Касселли, первая коммерческая факсовая компания обслуживала прием и отправку документов.
Эти устройства позволяли корректировать масштаб изображения за счет изменения длины рисующих перьев и даже передавать изображения в четырех различных цветах. Подобная технология для того времени казалась поистине революционной, ведь она значительно опережала общий уровень развития техники девятнадцатого века. Неужели не удивительно, что такие достижения были практически забыты и восприняты как что-то малозначительное? Однако, если проследить историю еще глубже, в 1817 году немецкий изобретатель Карл фон Дресс создал первый в мире запатентованный самокат, который он назвал «машина для ходьбы».
Изобретение, названное в честь учёного, получило наименование "дрезина". Это устройство больше напоминало деревянный велосипед без педалей, оснащённое рулевым управлением. К началу двадцатого века в Соединённых Штатах Америки появились первые самодельные модели, сконструированные из детских самокатов с прикреплёнными к ним небольшими двигателями. Эти транспортные средства были особенно популярны среди подростков и мелких преступников, которые могли быстро скрыться по узким улочкам от полицейских. Отсюда и произошло слово «скутер», которое в английском языке ассоциируется с понятиями «быстро скрываться» или «убегать». Однако к 1915 году инженеры одной американской компании разработали новый вид транспорта – «Аутопед».
Для создания нового вида транспорта разработчики взяли за основу детский самокат типа толчкового скутера, оборудованного 15-дюймовыми колесами. Заднее колесо было закрыто защитным кожухом, а переднее колесо соединялось цепным приводом с четырехтактным двигателем объемом 155 кубических сантиметров и мощностью 1,5 лошадиных сил.
Руль этого транспортного средства можно было удобно складывать, но сиденье на нем отсутствовало. Этот скутер стал подарком английской светской даме Флоренс Престилла Леди Норман от ее мужа сэра Генри Нормана на день рождения. В 1916 году она использовала его для поездок в свой офис в центре Лондона. Скутеры производились в Нью-Йорке и Германии компанией Крупс. Почтовая служба США испытала эти скутеры как средство быстрой специальной доставки. Кроме того, складной скутер нашел применение у нью-йоркских банд, которые использовали его для быстрого ухода с места преступления, ускользая по узким переулкам, недоступным для полицейских машин.
Можно ли считать, что за последние десятилетия действительно произошел технический прогресс, или всё сводилось к простому улучшению внешнего вида и адаптации технологий под современные требования? В 1870 году изобретатель Альфред Элай Бич представил общественности первую городскую подземную железную дорогу. Это был пневматический туннель, проложенный от Уоррен-стрит до Мюррей-стрит.
Рассмотрим схему этой железной дороги с пневмопоездами. Ежедневно тысячи людей перемещались по туннелю в элегантной капсуле, отделанной мягкой обивкой и освещённой светом из цирконовых ламп, причём стоимость проезда составляла всего 25 центов. Однако странным кажется, что уже через три года, в 1873 году, пневмометро было закрыто, а на его месте появилась железная дорога с канатной тягой, которая в 1881 году была заменена на паровую, а в 1890 году — на электрическую. Обратим внимание на то, как осуществлялась перевозка пассажиров до постройки специальных вагонов: использовались низкие тележки, присоединённые к дрезинам. Не кажется ли это абсурдным по сравнению с роскошным пневматическим метро?
Давайте совершим экскурс в историю изобретений восемнадцатого и девятнадцатого веков. Первые модели швейных машин были созданы в 1755 году, а в 1830 году был зарегистрирован первый патент на такое устройство. Также интересен случай с первой пневматической шиной, которую запатентовал Роберт Уильям Томпсон в 1845 году, в эпоху, когда автомобили ещё не были изобретены, что ставит вопрос о первоначальном назначении такого изобретения. Спустя сорок лет Джон Далнап "вновь открыл" пневматические шины, а Томпсон наименовал своё изобретение "воздушным колесом". В то время, когда автомобилей и мотоциклов было мало, это изобретение казалось непрактичным и так и не было запущено в массовое производство.
В 1895 году Гульельмо Маркони совершил значимый прорыв, отправив первый радиосигнал самому себе. К 1899 году его радиосигналы впервые достигли другого берега Ла-Манша. Тот же год ознаменовался другим важным научным достижением: физик Вильгельм Рентген открыл рентгеновские лучи, что стало революционным прорывом в медицине.
В 1775 году Александр Камминг получил патент на устройство слива в форме буквы "S", которое предотвращало проникновение неприятных запахов благодаря водяному затвору в трубе. Говоря простыми словами, он создал туалет в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
В 1874 году был изобретён четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания, а к 1879 году был разработан бензиновый карбюратор. Жорж Селдон в 1879 году запатентовал автомобиль. В 1885 году Отто Бенц представил первый коммерчески доступный автомобиль и мотоцикл.
В 1882 году русский инженер Александр Можайский изобрёл первый двухмоторный летательный аппарат. Николай Славянов в 1888 году открыл принципы электросварки на металлических электродах под слоем флюса, что значительно ускорило процесс соединения металлических деталей.
В 1823 году была изобретена зажигалка, а уже через четыре года, в 1827 году, появились серные спички. В том же 1827 году были созданы авторучка и капиллярная ручка. В 1844 году началось производство бумаги из древесной целлюлозы. В 1852 году был разработан безопасный лифт. К 1865 году появились первые аттракционы американские горки.
В 1868 году были представлены современная пишущая машинка и маргарин. К 1873 году мир увидел множество новшеств: пылесос, электрический чайник, граммофон, магнитофон, английская булавка, безопасная бритва, застежка-молния, вентилятор, холодильник, духовка и многое другое.
Не кажется ли вам удивительным, что столь множество открытий и изобретений произошло за относительно короткий исторический период? И ведь об этом многие уже и забыли вовсе. Ранее человечество тысячелетиями жило в лесах и почитало колесо, а затем вдруг, как будто идеи новых изобретений внезапно и массово наполнили умы людей по всему миру, словно изливаясь из рога изобилия. Что думаете?