Найти в Дзене

Герой или антигерой? Вот в чём вопрос...

Книга Теодора Драйзера "Финансист", издательство "Манн Иванов и Фербер"
Книга Теодора Драйзера "Финансист", издательство "Манн Иванов и Фербер"

Книгу Теодора Драйзера «Финансист» я прочитала давно, даже стыдно сказать насколько давно... И вот только сейчас добралась до написания отзыва, чтобы закрыть гештальт.

Это первая книга из «Трилогии желаний» (далее объясню как цикл получил такое название).

Немного истории. Теодор Драйзер всю свою жизнь посвятил литературной деятельности. Он пробовал себя в разных направлениях: рассказы, стихи, эссе, заметки и др. Но спросом они не пользовались. Популярность и признание публики ему принесли именно романы. За свою жизнь Драйзер написал 8 романов, первым из которых стало произведение «Сестра Керри» (история, отличающаяся от других своим лирично-романтическим настроением, написано в 1900г.).

Теодор Драйзер "Сестра Керри", издательство АСТ
Теодор Драйзер "Сестра Керри", издательство АСТ

Всю свою жизнь автор подвергался усиленной критике со стороны общества и литературных критиков, т.к. всегда в своих произведениях поднимал социально-острые темы, о которых в то время в приличном обществе говорить было нельзя.

В романе «Финансист» раскрывается актуальная и теперь тема коррупции. Эта книга написана в начале 20 века, повествует о 19 веке, но, по сути своей, как будто бы является отражением нашего современного 21 века по своим нравам, финансовым схемам махинациям. Когда роман увидел свет... его тут же запретили. Так всегда поступают с тем, что новое и непонятное и уж тем более столь провокационное. На Драйзера навалился шквал критики и неприятия, даже некоего отторжения. Впоследствии ещё много лет в Америке роман находился под запретом, в связи с его открытым осуждением такого поведения, с тем, как он честно, откровенно показал жизнь финансистов изнутри и те далеко не праведные пути, которыми их богатство наживалось. Так было говорить нельзя, тем более на такие запретные темы как сожительство, любовницы, денежные махинации и т.д. Но затем, всё же настал момент и роман появился на книжных полках американских магазинов. Далее последовала новая волна критики. Люди оказались не готовы к такому откровению, которое позволил себе Драйзер. Так же многие были недовольны тем, что он смотрел на трагичность жизни простых людей, каждого рядового жителя, открыто говорил об этом и, соответственно, обвинял все социальные службы, что всё это происходит из-за них, обличал их. По принципу того, что где-то в верхах богатеют, а низы нищают. В книге наглядно отражено финансовое расслоение общества и огромный разрыв в уровне и качестве жизни верхов и низов. И для Драйзера это был очень важный момент.

Теодор Драйзер
Теодор Драйзер

Роман «Финансист», являясь первой частью трилогии, описывает самые ранние этапы развития как самого Фрэнка Каупервуда (главного героя книги, о нём поговорим чуть ниже), так и его деятельности – с чего он начинал, как начал свою жизнь. Так же здесь ярко отражены сделки, которые были характерны для крупного американского города конца 19 века (в первой части книги действие происходит в Филадельфии). Это было «взрывом» для того общества, т.к. все подразумевали, что было такое явление как капитализм, но верили в лучшее и надеялись, что на самом деле быть того не может и вовсе этого нет. А тут, неожиданно для всех, Драйзер берёт и раскрывает всю, тщательно скрытую до этого, подноготную. Это им было написано для американского общества, но я думаю, что это актуально и для нас, для нашего общества в том числе. Тут мы можем наблюдать за жизнью чиновников, банковских работников, политических деятелей разных слоёв и т.д. Наглядно отражено финансовое расслоение общества и огромный разрыв в уровне и качестве жизни верхов и низов. Это тоже одна из причин запрета романа на этапе выпуска. Автор открыто показывает как наживаются и какими путями зарабатываются эти огромные деньги, насколько безнравственны, бесчеловечны эти «титаны» финансового мира. И в центре всей этой финансовой эпопеи Драйзер ставит своего главного героя Фрэнка Каупервуда.

Фрэнк Каупервуд, иллюстрация из книги "Финансист"
Фрэнк Каупервуд, иллюстрация из книги "Финансист"

Первое, что хочется сказать про главного героя - он имеет свой прототип, этот человек существовал на самом деле, его звали Чарльз Тайсон Йеркс. Теодор Драйзер выбирал из нескольких личностей, в том числе Рокфеллера. Но остановил свой выбор на Йерксе. Йеркс был американским мультимиллионером, который начал свою деятельность так же, как Фрэнк, в Филадельфии, затем продолжил её в Чикаго и, соответственно, закончил свою жизнь в Лондоне. Такие черты его характера, как деятельность, энергичность, смелость, беззастенчивость, уверенность, бесчестность (что было порицаемо обществом всегда), он был лишен каких-либо нравственных принципов – все они перешли к нашему главному персонажу. Всю свою жизнь Йеркс посвятил удовлетворению трёх своих страстей – деньги, женщины и живопись. Точно такие же страсти присущи и Фрэнку. Предполагаю, что закончится не очень хорошо, потому что не может быть хорошо там, где человек не ценит никого и ничего.

Чарльз Тайсон Йеркс
Чарльз Тайсон Йеркс

Собственно говоря сам этот человек со своими страстями и дал название циклу «Трилогия желаний», потому что тогдашнее общество очень тщательно скрывало отсутствие нравственности, оно было сокрыто от глаз, а Драйзер берёт и срывает завесу тайны, показывает всё, как есть на самом деле, без прикрас.

И вот теперь расскажу о главном герое поподробнее.

Фрэнк Алджернон Каупервуд.

Фрэнк потомственный финансист, с самого раннего детства питал интерес к финансам и банковскому делу. Для нас, как для читателей он изначально показан очень перспективным ребёнком. Его автор сразу выделяет из всей семьи Каупервудов, среди всех братьев и сестры, как бы говоря, что вот - перед нами «мощь», что только из него и выйдет «титан». И так же, Драйзер доступно объясняет нам, что финансистом невозможно стать, финансистом надо родиться. Фрэнк именно им и родился. Недаром его отец идёт ему навстречу с точки зрения финансовой поддержки при совершении им самой-самой первой и достаточно рискованной сделки. Отец сразу видел в сыне все эти качества, которые было невозможно не заметить. То есть ему тоже не удалось избежать харизматичного влияния Фрэнка, так же, как и всем тем, с кем он будет иметь дело далее.

Каупервуд всегда был человеком свободных нравов, для него не существовало запретов и правил, слово «нет» отсутствует в его лексиконе, если Фрэнк чего-то захотел – границ нет. Он не задумывается о последствиях и о том, как оценит его поведение общество. Это характерно для него с раннего подросткового возраста и продолжается до финала его жизни. В конце концов, такая жизненная позиция приносит ему немало проблем. И в какой-то момент наступает час расплаты за все махинации и прочие нравственные преступления... Тут могли быть спойлеры, но нет.

Фрэнк Каупервуд, иллюстрация из книги "Финансист"
Фрэнк Каупервуд, иллюстрация из книги "Финансист"

Здесь начинается для читателя самое интересное, эдакое «но». Это однозначно очень яркий образ, придуманный автором, который лично я порицала во многом. И с одной стороны перед нами далеко не положительный человек, но Драйзер сумел описать его личность и поведение так, что ты вдруг, неожиданно для себя, начинаешь ему сопереживать. Эдакий «обаятельный гад». Несомненно Каупервуд – антигерой. И всё его поведение соответствует этому статусу. Но, когда наступает момент отвечать ему за свои поступки, тебе вдруг становится его жалко. Потому что ведь он такой сильный, уверенный, успешный человек. И сразу хочется, чтобы «миновала его сия чаша» и всё было хорошо, и всё обошлось.

О его характере нельзя сказать в двух словах, потому что он действительно заслуживает внимания как такой «многофункциональный» человек. С одной стороны он мега успешный, а с другой глубоко несчастный, который до поры, до времени, не понимает всей меры своего несчастья.

Несмотря ни на что, он вызывает у читателей симпатию, несмотря на все свои неоднозначные моменты жизненные. Он способен, благодаря своим человеческим качествам таким, как обаяние и харизма, вызывать доверие у людей и это ему очень помогает в жизни и в бизнесе. Глядя на него, складывается ощущение, что он может решить любую проблему и выпутаться из любой ситуации. Личное обаяние и положительные личностные качества делают Фрэнка опасным для его окружения, потому что, прикрываясь этим, он спокойно подбирается к своей жертве и, когда та полностью теряет бдительность, спокойно "съедает" её без зазрения совести. Но, если в самом начале у него ещё есть совесть, то чем дальше продвигается он к финансовому успеху, тем тише этот голос совести звучит, пока не умолкает вовсе. Голос совести – это то, что ему мешает жить, развиваться, делать, что он хочет, говоря ему, что так нельзя поступать. Поэтому со временем он становится полностью безнравственным человеком.

Однако есть удивительный парадокс в том, что Фрэнк лжёт другим, но остаётся при этом максимально честным с самим собой. Отсеивает то, что неважно, не нужно, неинтересно для него. Потому что он хочет жить исключительно в своих интересах, и в своё удовольствие.

Иллюстрация из книги "Финансист", издательство СЗКЭО
Иллюстрация из книги "Финансист", издательство СЗКЭО

Удивительно, что с одной стороны Драйзер его крайне не любит, пытается обличить, показать его не правоту, все отрицательные качества, безнравственность, а с другой он невольно им восхищается, возносит его и, не побоюсь этого слова, любит, потому что невозможно вызвать у читателя какое-то чувство к персонажу, если сам автор к нему холоден. То же самое двоякое отношение к Фрэнку появляется и у читателя.

Так же в книге описывается много различных документов (записок, заявлений), которые так же были взяты из биографии Йеркса (о котором я говорила выше) и практически дословно были оттуда списаны. Но, тем самым автор не пытался рассказать читателю его биографию, он пытался проанализировать это социальное явление, которое называется капитализм. Роман-размышление. И он размышляет вместе с нами, с читателями, ведь когда мы читаем, то становимся свидетелями этих размышлений и развиваем свои мысли вместе с развитием сюжета.

Безусловно автор не отрицает того, что благодаря этим финансистам и капиталистам развивались различные отрасли промышленности, решались транспортные проблемы, строились города, железные дороги, но Драйзер хотел верить в то, что эти титаны финансового мира не завладеют властью до конца. В этом мы видим ещё одну причину запрета книги по началу – она стала своеобразной инструкцией (руководство к действию в мельчайших подробностей как вести себя на бирже и как заработать миллион) для тех, кто хотел достичь определенных успехов в финансовой сфере, опять-таки, если у человека к этому были способности. Для своего времени он был в некотором роде «опасным» писателем, который открывал те грани, которые были сокрыты от большинства простых людей.

Иллюстрация из книги "Финансист", издательство СЗКЭО
Иллюстрация из книги "Финансист", издательство СЗКЭО

Резюмируя...

Теодор Драйзер шёл на несколько шагов впереди своих современников, он писал о таких вещах, которые были запрещены в обществе, абсолютно безнравственно было их обсуждать. До него никто не говорил о публичных домах, о сожительствах, о любовницах, о всей подноготной финансового мира. Поэтому для него на тот момент это было открытием новой Америки для читателей-американцев, которые не представляли как живёт их страна, как богатеют люди на самом деле.

Плюсы книги – увлекательно, ждёшь продолжение, сопереживаешь герою, симпатизируешь ему, хочется прям чтобы все проблемы обошли его стороной и всё у него сложилось удачно. Так сказать, чтобы вопросы у него решились сами и благополучно, несмотря на то, что он всё-таки отрицательный персонаж. Книга читается легко.

Минусом книги для меня стало максимально подробное описание финансовой деятельности, финансовых операций, которые для человека, далекого от политики и финансов, достаточно тяжеловаты, скучноваты, особенно, если вы, как и я, гуманитарий. Эти места я читала достаточно так по диагонали. Ещё диалоги... Диалоги, которые иногда похожи на монологи, когда один человек долго-долго говорит что-то, а потом второй человек ему таким же «монологом» отвечает, а потом первый отвечает второму и вот такой круговорот «монологов» в произведении. Так как в нашем современном мире нам необходимо больше действия, развитие быстрее, то для нас естественно становятся трудными такие длительные, пространные диалоги-монологи.

Изначально автор не планировал писать продолжение, т.к. конец произведения весьма лаконичен и логическая точка как будто бы поставлена. Но в какой-то момент Драйзер решил не останавливаться на достигнутом и продолжить развивать тему капитализма в двух следующих частях трилогии «Титан» и «Оплот. Стоик.».

Читать книгу стоит, интересная, всецело рекомендую.

Спасибо, что дочитали! Буду благодарна за обратную связь и ваши реакции ❤.