Извинение - важная часть отношений, которая их укрепляет и даёт больше возможностей для близости. Часто люди не извиняются должным образом, даже если осознают свою ответственность - потому что не знают как это сделать. И конфликтные ситуации не разрешаются до конца и оставляют неприятный осадок ⤵️⤵️
1. Честность и искренность
Первый пункт известен, наверняка, всем. Но он самый рабочий.
При извинении опишите КАК ВЫ ПРОЖИВАЛИ всю ситуацию. Что испытывали в начале, в завершении, каковы были мотивы ваших действий, чего хотели избежать и почему, что вызвало сложность
Если ситуация достаточно сильно задела человека, простого "извини" будет недостаточно. Наиболее заботливым актом будет показать себя, честно и искренне. Это полезно и в долгосрочной перспективе - отношения только выиграют от того, что мы лучше узнаем друг друга в напряжённых ситуациях, и откроется больше возможностей для доверия.
2. Не торопите события
Многие извиняются и сразу же стремятся завести разговор о повседневных вещах, потому что временное прекращение контакта эмоционально сложно выдерживать.
Не торопитесь скорее вернуться к привычному статусу общения. Человек может испытывать целую гамму чувств - гнев, печаль, страх. Выдержите паузу. Тем самым вы покажете, что ВИДИТЕ его чувства, уважаете их и готовы дать им время и пространство. Дайте знать, что вы рядом, и готовы продолжать общение, как только другой будет к нему готов.
Уважение к чувствам, которые испытывает человек в результате ссоры - мощное подкрепление слову "извини". Это проявление заботы об отношениях, позиция ответственности и сочувствия.
3. Извинение, нарушающее гендерные стереотипы
Если вы готовы ради человека немного выйти из своей зоны комфорта, попробуйте извиниться так как это сделал бы человек противоположного пола.
Мы привыкли, что женщины более эмоциональны, а мужчины стараются говорить по делу. В своём извинении переверните этот стереотип. Если вы женщина - сделайте упор на компетентность, если мужчина - проявите чувства.
❗️ Пробуйте этот способ только когда точно уверены, что сами будете чувствовать себя комфортно. Насиловать себя эмоционально не стоит, да и скорее всего, извинение получиться скомканным и может не дойти до адресата.
4. Что дальше?
Опишите ваш план по предотвращению похожих ситуаций в будущем. Так вы дадите понять, что вы полностью принимаете ответственность за ущерб и заинтересованы, чтобы человек его больше не получил.
Важный момент - не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить. Лучше - ГОРАЗДО ЛУЧШЕ - сказать прямо, что ситуация может повториться (если действительно есть такой риск) и предложить выработать вместе план действий, чтобы сгладить ущерб или вообще его не допустить
- Простой пример: вы часто опаздываете, ваш друг - пунктуален и обижается в таких ситуациях, вы чувствуете свою вину за то, что вас ждут. Если вы понимаете, что в ближайшее время не сможете решить эту проблему, предложите ему оплатить счёт в кафе за двоих или такси домой. Пусть станет своеобразным "бонусом" за ожидание.
Мало что так сильно бьёт по доверию, как обещание "больше никогда" и повторение своих поступков. Лучше вообще не произносить этих слов, а выбрать любой другой способ извинения.
Почитать ещё: