Кто-то знает, кто-то нет, но в стародавние времена были планы превратить одну из красивейших уральских рек в каскад шлюзов и водохранилищ. Вы спросите - а для чего? Вкратце разберём.
Река Чусовая, протекает из Азии в Европу, прорезая своим течением Уральский хребет и соединяя бассейны рек Западного и Восточного склонов Урала. С давних времён она являлась водным путём, которым пользовались и первые люди на реке, жившие тысячелетия назад и более близкие к нам, но вместе с тем, достаточно далёкие - освоители горнозаводского Урала, использовавшие её для сплава барок с лесом, пушниной, товарами горной и металлургической промышленности.
Барки сплавлялись ранней весной, на волне половодья, усиленной караванным валом - массой воды постепенно, по ходу каравана барок спускаемой в основное русло со специальных прудов, устроенных на протяжении практически всего русла реки. Вне караванного вала, а так же летом - сплав тяжёлых грузов по реке был невозможен, как и подъём грузов вверх по руслу из Перми в Екатеринбург. Чусовая - река не судоходная вследствие горного рельефа и низкого уровня воды летом.
Поэтому и стали выдвигаться идеи об устройстве системы шлюзов от Камы до Исети, чтобы по реке осуществлять полноценное судоходство.
Первые предложения соединения вод стали выдвигаться во второй половине XVIII века. Академик Палас рассматривал русло Чусовой, как естественный канал для соединения рек Европейской и Азиатской частей России. В конце XIX- начале ХХ века, уже была предложена система шлюзования Чусовой от Камского устья до Шайтанской пристани и Ревды и далее до Екатеринбурга через систему каналов и шлюзов Исети, соединив в итоге бассейны Камы и Волги с бассейнами Оби и Иртыша.
На протяжении водного пути по Чусовой планировалось создание плотин, шлюзов (где-то около 37 шлюзов), устройство гидроэлектростанций, но дальнейшая цепь исторических событий - Первая мировая, Гражданская война перечеркнула на время строительство Трансуральского водного пути.
К мыслям о превращении реки Чусовая в каскад водохранилищ вернулись в 1920-х годах ХХ века в процессе разработки плана ГОЭРЛО.
На Чусовой планировалось построить Чусовскую ГРЭС, перегородив реку плотиной в районе р. Вашкур,
В лихолетье 20-х годов ХХ века приступить к строительству ГЭС к счастью не получилось, и проект неоднократно откладывался в своей реализации.
Самое интересное, что на месте ложа планировавшегося водохранилища Вашкурской ГЭС находится очень много карстовых пустот, некоторые из которых открываются карстовыми воронками растущими с течением времени. в том числе широко известное среди туристов "Голубое озеро" - вынырок речки Глухая, уходящей под землю в нескольких километрах от Чусовой. Поэтому, вопрос - "Куда бы ушла вода при поднятии уровня реки Чусовая?" остаётся открытым. В попавшихся мне документах о подготовке к строительству Вашкурской ГЭС никаких упоминаний о карсте нет. В районе же речки Глухая находилась действующая шахта по добыче угля "Скальная", запущенная в работу в 1940-м году. Возможно, что последствия прорыва вод водохранилища в карстовые пустоты и далее в шахту, были бы удручающими.
Позже, приказом НКВД СССР №002592 от 27.11.1942 г. «О строительстве гидроэлектростанций на реках Урала» было принято решение о строительстве Понышской ГЭС.
В начале 1943 г. началась подготовка к строительству Понышской ГЭС, за строительство отвечало ГУЛАГ и в районе строительства. в урочище "Створ", был возведён "Понышский Исправительно-трудовой лагерь" . Основную часть заключённых составляли "политические"- осуждённые по 58-й статье УК РСФСР. При подготовке ложа водохранилища заключённые вырубали лес, строили бараки, жилые дома для персонала и объекты хоз.назначения. В тело плотины должен был попасть камень "Печка", возвышающийся над рекой в этом месте.
Навернху камня "Печка" есть полузасыпанный и заросший травой шурф диаметром около метра и остатки извлеченной породы в виде керна рядом. Возможно шурф бурился во времена существования лагеря и вел в подземное озеро внутри скалы, из которого вытекает холодный ручей.
Моё, авторское мнение - карстовых пустот много и в районе "Створа", да как и везде по Чусовой, прибрежные скалы которой изобилуют пещерами. Так что вполне возможно, что грандиозные планы по превращению р. Чусовая в каскад водохранилищ, так и остались бы лишь пролетарскими фантазиями.
В 1944 году все работы по строительству ГЭС были свёрнуты из-за обнаружения алмазных россыпей в зоне проектируемого затопления. Река снова спаслась от безумия человеческой мысли.
Из всего каскада водохранилищ на Чусовой, осуществлено было лишь строительство Волчихинского водохранилища близ Ревды. В настоящее время Волчихинское водохранилище снабжает водой Екатеринбург. Уровень воды в р. Чусовая ниже по руслу, снизился от среднего уровня до строительства водохранилища, не столько из-за вырубок леса в прошлом веке, сколько из-за потребления воды водохранилища предприятиями Екатеринбурга - типичная схема, когда приток воды в водохранилище незначительно выше потребления.
А вот как представляли себе путешествие по Чусовой писатели советского времени.
Представляю вам главу из книги Головко В. "Вдоль берегов уральских рек" 1961.г. Свердловск
"За кормой теплохода, следующего рейсом Пермь — Ревда, остались массивные сооружения Верхне-Городковской плотины и шлюзов. Мы останавливаемся в крупном речном порту города Чусового. На несколько километров вдоль берега тянутся грузовые причалы. Вместе с железнодорожной станцией и сплавным рейдом они образуют огромный транспортный узел. Выше по реке, в двадцати километрах от порта,— первая ступень каскада Чусовских гидроузлов — Вашкурская гидроэлектростанция. Это как бы «буфер» перед головным сооружением — Большим Понышским гидроузлом. Теплоход отмеряет километры. И вот Большой Поныш. Здесь создана гидроэлектростанция мощностью один миллион киловатт. Арочная бетонная плотина почти стометровой высоты преградила стремительный бег Чусовой. Механизмы поднимают судно на высоту восьмидесяти двух метров, и мы оказываемся в Понышском море, крупном водохранилище Урала. Оно вытянулось вверх по Чусовой более чем на триста километров, заходя далеко в пределы Свердловской области. На протяжении 420 километров, от Чусового и до Ревды, река превращена в магистральный судоходный путь с глубинами более трех с половиной метров. Навсегда скрылись под водой опасные для флота «бойцы», исчезли бесчисленные каменистые перекаты — «таши», красочно описанные Маминым-Сибиряком. Река превратилась в цепь водохранилищ, и на ее берегах и притоках выросли новые населенные пункты, промышленные предприятия, порты.
Проплываем мимо поселков Кусье-Александровский и Кын — нет, уже не поселков, а городов! Как неузнаваемо изменились места! Гудки теплоходов разбудили вековую тайгу причусовских лесов. Суда озерного типа везут из Свердловского и Пермского экономических районов в Поволжье и Центр нашей страны строительные материалы, лес, металлоизделия, нефтепродукты, металл…
Поднимаемся выше, минуя четкие архитектурные линии Кашкинских шлюзов. Раньше на этом месте стояла деревня Кашка, а на крутом повороте река стремительно проносилась через Кашкинский перебор… Староуткинск, Билимбай, Первоуральск. Здесь, в пределах Свердловской области, в наиболее мелководной части среднего течения, шесть плотин преградили стремительный бег Чусовой. Воды реки упали на лопасти турбин, шести электростанций, водохранилища обеспечили более чем трехметровые глубины и создали запасы воды, необходимые для промышленных предприятий и поселков этой части нашей области. Дамбы Билимбаевского и Первоуральского водохранилищ сдерживают воды реки, она разлилась широко и привольно, подступила к окраинам города Первоуральска, поселка Билимбай и Среднеуральского медеплавильного завода. Воды реки плещут у подножия горы Волчихи. Здесь, на пересечении железнодорожной линии Свердловск — Казань с рекой Чусовой протянулись бетонные причальные линии Ревдинского порта, высятся стрелы портовых кранов. Сюда с Волги и Камы приходят крупные речные суда. Здесь, всего лишь в пятидесяти километрах от Свердловска, мы заканчиваем наше путешествие. А еще через несколько лет мы сможем продолжить его уже до Тобола. Тогда Чусовая станет первым звеном Камско-Иртышского водного пути, длиною в тысяча триста километров. Он начнется у Перми, пройдет по Чусовой через Уральский водораздел юго-западнее Свердловска и далее, по реке Исети, выведет нас к Тоболу. Так сольются Волго-Камский и Обь-Иртышский бассейны, так еще теснее сомкнутся Европа и Азия.
Вот такие дела творились на реке Чусовой почти век назад. К счастью, мы и сейчас можем видеть её узкие долины и живописные скалы практически в том же виде, в котором их видели наши предки.
А в дальнейших публикациях мы постараемся рассказать вам историю проектов о обводнении рек Восточного Урала.