Найти тему
Жизнь Уральская

Как в прежние времена реку Чусовую хотели затопить.

Кто-то знает, кто-то нет, но в стародавние времена были планы превратить одну из красивейших уральских рек в каскад шлюзов и водохранилищ. Вы спросите - а для чего? Вкратце разберём.

Река Чусовая, протекает из Азии в Европу, прорезая своим течением Уральский хребет и соединяя бассейны рек Западного и Восточного склонов Урала. С давних времён она являлась водным путём, которым пользовались и первые люди на реке, жившие тысячелетия назад и более близкие к нам, но вместе с тем, достаточно далёкие - освоители горнозаводского Урала, использовавшие её для сплава барок с лесом, пушниной, товарами горной и металлургической промышленности.

Барки на Чусовой. (изображение из свободных источников интернета)
Барки на Чусовой. (изображение из свободных источников интернета)

Барки сплавлялись ранней весной, на волне половодья, усиленной караванным валом - массой воды постепенно, по ходу каравана барок спускаемой в основное русло со специальных прудов, устроенных на протяжении практически всего русла реки. Вне караванного вала, а так же летом - сплав тяжёлых грузов по реке был невозможен, как и подъём грузов вверх по руслу из Перми в Екатеринбург. Чусовая - река не судоходная вследствие горного рельефа и низкого уровня воды летом.

Поэтому и стали выдвигаться идеи об устройстве системы шлюзов от Камы до Исети, чтобы по реке осуществлять полноценное судоходство.

Первые предложения соединения вод стали выдвигаться во второй половине XVIII века. Академик Палас рассматривал русло Чусовой, как естественный канал для соединения рек Европейской и Азиатской частей России. В конце XIX- начале ХХ века, уже была предложена система шлюзования Чусовой от Камского устья до Шайтанской пристани и Ревды и далее до Екатеринбурга через систему каналов и шлюзов Исети, соединив в итоге бассейны Камы и Волги с бассейнами Оби и Иртыша.

На протяжении водного пути по Чусовой планировалось создание плотин, шлюзов (где-то около 37 шлюзов), устройство гидроэлектростанций, но дальнейшая цепь исторических событий - Первая мировая, Гражданская война перечеркнула на время строительство Трансуральского водного пути.

К мыслям о превращении реки Чусовая в каскад водохранилищ вернулись в 1920-х годах ХХ века в процессе разработки плана ГОЭРЛО.

На Чусовой планировалось построить Чусовскую ГРЭС, перегородив реку плотиной в районе р. Вашкур,

Устье р. Вашкур Фото автора.
Устье р. Вашкур Фото автора.
Камень Гребешок, по одной из версий должен был уйти в тело плотины Вашкурской ГЭС. Фото автора.
Камень Гребешок, по одной из версий должен был уйти в тело плотины Вашкурской ГЭС. Фото автора.
Устье р. Вашкур Фото автора
Устье р. Вашкур Фото автора

В лихолетье 20-х годов ХХ века приступить к строительству ГЭС к счастью не получилось, и проект неоднократно откладывался в своей реализации.

Самое интересное, что на месте ложа планировавшегося водохранилища Вашкурской ГЭС находится очень много карстовых пустот, некоторые из которых открываются карстовыми воронками растущими с течением времени. в том числе широко известное среди туристов "Голубое озеро" - вынырок речки Глухая, уходящей под землю в нескольких километрах от Чусовой. Поэтому, вопрос - "Куда бы ушла вода при поднятии уровня реки Чусовая?" остаётся открытым. В попавшихся мне документах о подготовке к строительству Вашкурской ГЭС никаких упоминаний о карсте нет. В районе же речки Глухая находилась действующая шахта по добыче угля "Скальная", запущенная в работу в 1940-м году. Возможно, что последствия прорыва вод водохранилища в карстовые пустоты и далее в шахту, были бы удручающими.

Тот самый вынырок р. Глухая - "Голубое озеро" . Фото автора.
Тот самый вынырок р. Глухая - "Голубое озеро" . Фото автора.

Позже, приказом НКВД СССР №002592 от 27.11.1942 г. «О строительстве гидроэлектростанций на реках Урала» было принято решение о строительстве Понышской ГЭС.

В начале 1943 г. началась подготовка к строительству Понышской ГЭС, за строительство отвечало ГУЛАГ и в районе строительства. в урочище "Створ", был возведён "Понышский Исправительно-трудовой лагерь" . Основную часть заключённых составляли "политические"- осуждённые по 58-й статье УК РСФСР. При подготовке ложа водохранилища заключённые вырубали лес, строили бараки, жилые дома для персонала и объекты хоз.назначения. В тело плотины должен был попасть камень "Печка", возвышающийся над рекой в этом месте.

Камень "Печка" ур. Створ, фото автора
Камень "Печка" ур. Створ, фото автора

Навернху камня "Печка" есть полузасыпанный и заросший травой шурф диаметром около метра и остатки извлеченной породы в виде керна рядом. Возможно шурф бурился во времена существования лагеря и вел в подземное озеро внутри скалы, из которого вытекает холодный ручей.

Керн на камне"Печка" Фото автора.
Керн на камне"Печка" Фото автора.

Моё, авторское мнение - карстовых пустот много и в районе "Створа", да как и везде по Чусовой, прибрежные скалы которой изобилуют пещерами. Так что вполне возможно, что грандиозные планы по превращению р. Чусовая в каскад водохранилищ, так и остались бы лишь пролетарскими фантазиями.

Вид на р. Чусовую с камня "Печка" фото автора
Вид на р. Чусовую с камня "Печка" фото автора
Камень "Поныш" фото автора.
Камень "Поныш" фото автора.

В 1944 году все работы по строительству ГЭС были свёрнуты из-за обнаружения алмазных россыпей в зоне проектируемого затопления. Река снова спаслась от безумия человеческой мысли.

мечты..мечты...
мечты..мечты...

Из всего каскада водохранилищ на Чусовой, осуществлено было лишь строительство Волчихинского водохранилища близ Ревды. В настоящее время Волчихинское водохранилище снабжает водой Екатеринбург. Уровень воды в р. Чусовая ниже по руслу, снизился от среднего уровня до строительства водохранилища, не столько из-за вырубок леса в прошлом веке, сколько из-за потребления воды водохранилища предприятиями Екатеринбурга - типичная схема, когда приток воды в водохранилище незначительно выше потребления.

А вот как представляли себе путешествие по Чусовой писатели советского времени.

Представляю вам главу из книги Головко В. "Вдоль берегов уральских рек" 1961.г. Свердловск

"За кормой теплохода, следующего рейсом Пермь — Ревда, остались массивные сооружения Верхне-Городковской плотины и шлюзов. Мы останавливаемся в крупном речном порту города Чусового. На несколь­ко километров вдоль берега тянутся грузовые прича­лы. Вместе с железнодорожной станцией и сплавным рейдом они образуют огромный транспортный узел. Выше по реке, в двадцати километрах от порта,— пер­вая ступень каскада Чусовских гидроузлов — Вашкурская гидроэлектростанция. Это как бы «буфер» перед головным сооружением — Большим Понышским гидро­узлом. Теплоход отмеряет километры. И вот Большой Поныш. Здесь создана гидроэлектростанция мощ­ностью один миллион киловатт. Арочная бетонная плотина почти стометровой высоты преградила стреми­тельный бег Чусовой. Механизмы поднимают судно на высоту восьмидесяти двух метров, и мы оказываем­ся в Понышском море, крупном водохранилище Урала. Оно вытянулось вверх по Чусовой более чем на триста километров, заходя далеко в пределы Свердловской области. На протяжении 420 километров, от Чусового и до Ревды, река превращена в магистральный судо­ходный путь с глубинами более трех с половиной мет­ров. Навсегда скрылись под водой опасные для флота «бойцы», исчезли бесчисленные каменистые перека­ты — «таши», красочно описанные Маминым-Сибиря­ком. Река превратилась в цепь водохранилищ, и на ее берегах и притоках выросли новые населенные пункты, промышленные предприятия, порты.

Проплываем мимо поселков Кусье-Александровский и Кын — нет, уже не поселков, а городов! Как не­узнаваемо изменились места! Гудки теплоходов разбудили вековую тайгу причусовских лесов. Суда озер­ного типа везут из Свердловского и Пермского эконо­мических районов в Поволжье и Центр нашей страны строительные материалы, лес, металлоизделия, нефте­продукты, металл…

Поднимаемся выше, минуя четкие архитектурные линии Кашкинских шлюзов. Раньше на этом месте стояла деревня Кашка, а на крутом повороте река стремительно проносилась через Кашкинский пере­бор… Староуткинск, Билимбай, Первоуральск. Здесь, в пределах Свердловской области, в наиболее мелко­водной части среднего течения, шесть плотин прегради­ли стремительный бег Чусовой. Воды реки упали на лопасти турбин, шести электростанций, водохранили­ща обеспечили более чем трехметровые глубины и соз­дали запасы воды, необходимые для промышленных предприятий и поселков этой части нашей области. Дамбы Билимбаевского и Первоуральского водохра­нилищ сдерживают воды реки, она разлилась широко и привольно, подступила к окраинам города Перво­уральска, поселка Билимбай и Среднеуральского ме­деплавильного завода. Воды реки плещут у подножия горы Волчихи. Здесь, на пересечении железнодорож­ной линии Свердловск — Казань с рекой Чусовой про­тянулись бетонные причальные линии Ревдинского порта, высятся стрелы портовых кранов. Сюда с Волги и Камы приходят крупные речные суда. Здесь, всего лишь в пятидесяти километрах от Свердловска, мы заканчиваем наше путешествие. А еще через несколь­ко лет мы сможем продолжить его уже до Тобола. Тогда Чусовая станет первым звеном Камско-Иртышского водного пути, длиною в тысяча триста километ­ров. Он начнется у Перми, пройдет по Чусовой через Уральский водораздел юго-западнее Свердловска и да­лее, по реке Исети, выведет нас к Тоболу. Так сольют­ся Волго-Камский и Обь-Иртышский бассейны, так еще теснее сомкнутся Европа и Азия.

Вот такие дела творились на реке Чусовой почти век назад. К счастью, мы и сейчас можем видеть её узкие долины и живописные скалы практически в том же виде, в котором их видели наши предки.

А в дальнейших публикациях мы постараемся рассказать вам историю проектов о обводнении рек Восточного Урала.