Найти тему
Кинопоиск

«Ассасины. Начало»: кто есть кто в сериале о секте легендарных убийц

Оглавление

Снятый за небывалые для арабской индустрии 12 млн долларов сериал можно сравнивать с турецкими эпосами типа «Основание: Осман» и называть египетской «Игрой престолов», в которой легенды об убийцах-ассасинах сплелись с историей исламских течений. Вышедший на платформе Yango Play и теперь доступный на Кинопоиске проект рассказывает о том же загадочном клане, которому посвящена игра Assassin’s Creed. «Ассасины» также приукрашивают и упрощают XI век на Ближнем Востоке, хотя дают неплохой импульс, чтобы разобраться в политических и религиозных конфликтах, перемещаясь между Исфаханом, Каиром и Самаркандом. Мы попросили эксперта по истории ислама объяснить, что происходит в сериале.

-2

Татьяна Корнеева

Востоковед, старший научный сотрудник Института философии РАН, кандидат философских наук

-3

С чего все начиналось

В начале VII века на Аравийском полуострове появляется новая религия — ислам. Пророк Мухаммад принес людям божественное откровение — Коран. Вокруг него образовалась община первых мусульман — хороших воинов, которые превыше всего ценили отвагу и смелость. Мухаммад умер, не оставив наследника, и мусульмане разделилась на две группы. Одни полагали, что главу общины, то есть халифа, следует выбирать из племени, к которому принадлежал сам Мухаммад, другие считали, что больше всего прав стать духовным главой общины, то есть имамом, было у двоюродного брата и зятя пророка — Али ибн Аби Талиба.

Первая группа стала называться суннитами, вторая — шиитами. Шииты оказались в меньшинстве, потому первые четыре халифа были избраны, как хотели сунниты, а затем власть стала передаваться по наследству. Шииты с этим не согласились и продолжили вести свою линию имамов по линии Али. Хотя политическая власть сосредоточилась в руках суннитских халифов, а шиитские имамы ограничивались ролью духовных наставников, шииты не теряли надежд изменить ситуацию и развернули активную подпольную деятельность против оппонентов.

За сто лет существования новой религии ее последователи смогли завоевать огромные территории — Арабский халифат простирался от современной Испании до Пакистана. Но такой успех поставил перед халифами новую проблему: завоеванные территории нужно было контролировать. Со временем наместники на периферии халифата стали вести все более и более независимую политику, основывая собственные династии. Одни местные правители были суннитами, другие — шиитами, и борьба шла не только за территории, но и за умы и сердца подданных. Так возникла династия Фатимидов в Египте (шииты) и династия Сельджукидов в Персии (сунниты).

О чем сериал

Трое друзей Хасан Саббах (Карим Абдель Азиз в сериале), Омар Хайям (Николас Муавад) и Али Абу Хасан ат-Туси (Фати Абдель Вахаб) в юные годы дали обет, что тот, кто первым добьется успеха и власти, поможет и двум другим. Али Абу Хасан ат-Туси (1018–1092), более известный по своему прозвищу Низам ал-Мулк («порядок государства»), стал визирем, то есть главным министром, при правителях из династии Сельджукидов в Исфахане.

Сельджуки были ветвью исламизированного кочевого тюркоязычного племени огузов. На пике могущества сельджуков под их контролем находились земли современного Афганистана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Турции и Ирака. Их империя была консолидирована в период правления Алп Арслана (1063–1073) и Малик-шаха I (1073–1092), а визирем при обоих правителях был Низам ал-Мулк. Он, несомненно, обладал выдающимися организаторскими и административными способностями. Под его руководством политика сельджуков стала более гибкой и компромиссной в вопросах доктринальных расхождений с другими течениями ислама.

Ат-Туси сдержал клятву и пригласил своих старых друзей ко двору. Однако поэту-астроному Омару Хайяму была дороже его свобода, Хасан Саббах начал вести свою игру, а на границах исламского мира уже показались войска первых крестоносцев, стремившихся освободить Святую Землю от мусульманского гнета.

Не будем забегать вперед — зрителей ждет целых 30 эпизодов сериала, построенных на этой легенде. Почему легенде? Ну, хотя бы потому, что ат-Туси, он же Низам ал-Мулк, родился в 1018 году, тогда как Хасан Саббах — около 1050 года, а Омар Хайям — около 1048-го, так что шанс учиться вместе был лишь у Хасана и Омара. Они росли в разных городах, поэтому ученые отметают эту легенду как выдумку. Точно известно, что Омар Хайям встречался с Али Абу Хасаном ат-Туси, ведь в 1074 году его пригласили ко двору Сельджукидов в качестве астронома. Он организовал обсерваторию и в 1079 году преобразовал персидский солнечный календарь, по которому делались расчеты сельскохозяйственных работ. Был ли Хасан Саббах знаком лично с Омаром Хайямом или Али Абу Хасаном ат-Туси, исторической науке неизвестно.

А кто вообще такие ассасины?

Оксфордский словарь отмечает, что слово «ассасин» обозначает «человека, совершающего убийство важного или знаменитого человека из-за денег или политических взглядов». Как указано в том же словаре, слово это попало в английский в середине XVI века, а произошло от старофранцузского «hassasis», что, в свою очередь, является калькой арабского «хашишиййа» — «те, кто употребляет гашиш». Такое обидное прозвище получили исмаилиты — группа, выделившаяся из шиитов после 765 года, и причиной того раскола вновь стал вопрос о наследнике. Еще при жизни шестого исмаилитского имама Джафара ас-Садика умер его старший сын Исмаил, который должен был унаследовать имамат. Когда же умер и отец, в общине начались волнения: кто-то отказался признать смерть Исмаила, кто-то считал законным наследником другого сына умершего имама, кто-то признавал права на трон за сыном Исмаила и внуком почившего правителя. Исмаилитами назвалась та группа, что продолжила вести род своих лидеров по линии Исмаила.

В 1094 году исмаилитов ждал новый удар: в результате дворцового переворота после смерти имама-халифа ал-Мустансира лишили права наследования его старшего сына Низара и передали власть младшему сыну с титулом Мустали би’ллах. Те, кто поддерживал права Низара, стали называться низаритами, а их оппоненты — мусталитами. Естественно, оба течения старались доказать свою правоту, привлечь на свою сторону как можно больше последователей и очернить соперников. В 1123 году в Сирии зачитывали послание имама исмаилитов-мусталитов против исмаилитов-низаритов, которое называлось «Удар молнии унижения», и именно тогда впервые низариты без каких-либо объяснений были названы хашишиййа, то есть ассасины — это изначально группа исмаилитов-низаритов.

В середине XIV века слово «ассасин» приобрело в итальянском, французском и других европейских языках новое значение: оно стало именем нарицательным, обозначающим профессионального убийцу. В европейских языках этот термин оказался связан с практикой заказных убийств, а не с преданностью и духом самопожертвования, которые были присущи исмаилитам. С укоренением такого значения в западной традиции подлинное значение слова было постепенно забыто, а особую популярность легенды об ассасинах приобрели после публикации воспоминаний Марко Поло о его путешествиях.

В составе экспедиции он покинул Венецию летом 1271-го и вернулся в 1295 году после почти 25-летнего отсутствия. В родном городе Марко Поло стал уважаемым купцом, и жить бы ему поживать, только вот в 1298-м он принял участие в баталии между флотами Венеции и Генуи и попал в плен вместе с еще 7 000 венецианцев. Находясь под арестом в Генуе, он предался воспоминаниям перед своим сокамерником Рустикелло, литературно одаренным сочинителем из Пизы. Тот оценил масштаб рассказов Марко и предложил записать его историю. К моменту освобождения в 1299 году был готов первый вариант книги о путешествиях Марко Поло. Написанный на смеси старофранцузского и итальянского текст не сохранился, но вскоре появились переводы на ряд итальянских диалектов, а также латынь. Не будем забывать, что авторское право в XIV веке было слабо развито, поэтому от версии к версии истории могли терять или приобретать новые детали.

У Марко Поло упоминается легенда о рае на земле во дворце Старца Горы, лидера исмаилитов. Старец приказывал напоить юношей, затем отводил в свой сад, где тех ждали всевозможные наслаждения, а потом снова опаивал и сонными возвращал в свой дворец. Юноши, конечно, были готовы сделать все что угодно, чтобы вновь ощутить райское блаженство в том саду. Так появилась легенда о молодых сильных воинах, готовых не только убить, но и умереть по приказу своего Старца — именно с такой сцены и начинается сериал «Ассасины».

   Изображение Хасана Саббаха со своими последователями в книге о путешествиях Марко Поло
Изображение Хасана Саббаха со своими последователями в книге о путешествиях Марко Поло

Борьба за власть в Каире

Мадина ал-кахира — Победоносный город, или Каир — была заложена в честь завоевания Египта исмаилитами в 969 году. Новая столица быстро росла, государство Фатимидов крепло, отовсюду стекались купцы, поэты и философы. Первая половина XI века считается золотым веком халифата, эпохой его расцвета и стабильности. В 1036 году имамом-халифом стал ал-Мустансир би’ллах, чье правление длилось почти 60 лет. Путешественники и странники дивились спокойствию и благоденствию, царившим в Каире в те дни. В 1045 году у ал-Мустансира родился сын — упомянутый выше Низар. В честь этого радостного события устроили праздник, на котором побывал персидский путешественник, философ и поэт Насир Хусрав:

«…султан приказал всему населению веселиться, и город и базары разукрасили так, что, если б я описал все это, мне бы, вероятно, не поверили и не сочли бы возможным, что в галантерейных лавках, у менял и тому подобных торговцев все было так переполнено золотом, драгоценными камнями, деньгами, товарами, золототканой парчой и касабом, что негде было сесть. Никто из них не опасается султана, не страшится шпионов и доносчиков и вполне уверен, что султан никого не станет притеснять и никогда не позарится на чужое добро. У жителей я видел там такое богатство, что, если я расскажу про это или попытаюсь описать, жители Персии мне не поверят. Богатства их я не мог ни сосчитать, ни исчислить и такой спокойной жизни, как люди ведут там, нигде не видал».

   Фрагмент ткани. Середина XI века, Фустат, Египет
Фрагмент ткани. Середина XI века, Фустат, Египет

Казалось бы, государство процветает, но, на самом деле, в нем зрел конфликт, и упадок халифата был не за горами. Основным источником волнений в Египте стала фатимидская армия: в 1062 году близ Каира вспыхнули военные столкновения, один из военачальников Насир ад-Давла восстал против фатимидского халифа.

Беда не приходит одна. С 1065 по 1072 год вода в Ниле почти не поднималась, поля не орошались, и это привело к голоду. Хаос в стране, военные отряды, топчущие скудный урожай, и засуха привели к тому, что люди были вынуждены есть собак и кошек, криминал и насилие процветали, а болезни перерастали в эпидемии. Чтобы хоть как-то усмирить Насира ад-Давла исмаилитский имам-халиф ал-Мустансир был вынужден продать свои сокровища, а в 1068–1069 годах фатимидские дворцы были разграблены восставшей гвардией. В сериале Каир показан нам уже в 1080-х годах. Сценаристы немного приврали, продемонстрировав голодающий Каир во времена визиря Бадра ал-Джамали, ведь именно ему удалось вернуть в страну порядок. Он прибыл в Каир в 1074 году в сопровождении собственных войск и убил всех восставших военачальников. Довольно быстро во всех частях Египта был восстановлен порядок, ал-Мустансир и Фатимидский халифат оказались спасены, а Бадр ал-Джамали стал первым, кто удостоился титула «визирь пера и меча», то есть официально сосредоточил в своих руках военную и политическую власть, приняв руководство гражданской, судебной и религиозной администрациями. Около 20 лет Бадр был фактическим правителем государства (халиф был марионеткой в его руках), поддерживая порядок и даже добившись процветания в последние годы своей жизни.

   Мечеть аль-Гуюши в Египте, строительство которой было профинансировано Бадром ал-Джамали
Мечеть аль-Гуюши в Египте, строительство которой было профинансировано Бадром ал-Джамали

Лишь один вопрос оставался нерешенным: кто станет следующим имамом-халифом? Как мы упоминали выше в главе про ассасинов, имамат должен был наследовать старший сын Низар, однако дочь могущественного визиря была замужем за младшим сыном имама-халифа, и Бадр решил возвести на престол своего зятя с титулом «ал-Мустали би’ллах». Армия была на стороне визиря, и, хотя законный старший наследник Низар поднял мятеж, его схватили, отправили в каирскую тюрьму и казнили. Однако были и те, кто, несмотря ни на что, продолжал ждать законного имама Низара, и во главе его последователей встал Хасан ас-Саббах, главный герой сериала.

Тайная сеть проповедников

Не входившие в состав Фатимидского халифата регионы, в которых распространялась пропаганда исмаилизма, носили название джазаир («острова»). Весь мир делился на 12 таких островов, и во главе каждого стояли проповедники — даи, — которые вели тайную проповедь от имени имама-халифа и помогали своим единоверцам.

Фатимидская пропаганда смогла добиться потрясающих успехов благодаря полной децентрализации своих агентов. Будущие проповедники тщательно отбирались и проходили сложную подготовку, они должны были совмещать в себе все лучшее, что есть в людях разных призваний и положения. Даи обязан был быть компетентным правоведом, ведь в его власти находится суд, он должен обладать тактом, терпением и рассудительностью, ведь к нему обращаются разные люди, даи должен быть хорошо образован и подкован в науках, чтобы нести свет религиозного знания последователям, а также быть честным и благочестивым, ведь ему доверено спасение душ множества людей. Прибыв на место своей миссии, такой проповедник обладал правом действовать по своему усмотрению.

Реальный Хасан ас-Саббах родился около 1050 года в персидском городе Кум в шиитской семье. В возрасте 17 лет Хасан познакомился с исмаилитским учением, поверил в его истинность и принес обет верности исмаилитскому халифу-имаму ал-Мустансиру. И только после этого Хасан ас-Саббах, будучи примерно 20–25 лет от роду привлек внимание Ибн Атташа, исмаилитского проповедника в этом регионе. В сериале этот эпизод трактован иначе: Саббах узнает об исмаилизме ближе к 40 годам от одного проповедника-горбуна, которого чуть не побили на рыночной площади, и уже на следующий день просит отвести себя к Ибн Атташу. Тот видит в нем будущего великого лидера, тут же берет с него клятву верности, чем сильно удивляет других исмаилитов с большим стажем служения, и отправляет Хасана в Каир — принести клятву лично имаму-халифу Мустансиру.

На самом деле, Ибн Атташ направил Хасана Саббаха в Каир лишь через несколько лет после встречи (к тому времени кошек в городе уже не ели) и не для принесения клятвы, а для постижения премудрости исмаилитского учения; здесь ас-Саббах провел около трех лет. В сериале показано, на какие хитрости пошел герой, чтобы обвести вокруг пальца вредного визиря Бадра ал-Джамали и добиться аудиенции у имама. Говорят, именно тогда имам и открыл Хасану, что его наследником должен стать старший сын Низар. Легенда об этой встрече и правда существует, хотя на самом деле Хасан ас-Саббах не встречался с имамом-халифом ал-Мустансиром. А вот конфликт между визирем Бадром ал-Джамали и Хасаном ас-Саббахом действительно был, тут сценаристы не отступают от правды. Вернувшись из Египта в Персию, на протяжении девяти лет Хасан путешествовал как проповедник исмаилизма и одновременно с этим проводил рекогносцировку войск воцарившейся на персидских землях династии Сельджукидов — он планировал поднять восстание. В 1090 году он захватил в прикаспийском районе крепость Аламут, которая на долгие годы стала оплотом исмаилитов-низаритов Персии.

Стратегия исмаилитов-низаритов заключалась в захвате отдельных крепостей, таких как Аламут, и в физической ликвидации своих главных врагов. Молодые воины фидаи, совершив убийство, были готовы пожертвовать собой во славу исмаилизма, как японские камикадзе. Их храбрость и преданность высоко оценивалась, и списки с именами героев хранились во многих низаритских крепостях. Истина в том, что исмаилиты не обладали достаточными силами, чтобы вступать в открытые бои с противниками, а потому точечные убийства стали их методом борьбы за власть. Так, например, в 1130 году от рук низаритов погиб фатимидский имам-халиф ал-Амир, сын возведенного ранее на престол ал-Мустали, младшего брата законного наследника. Однако не стоит думать, что другие политические силы не использовали убийство как метод борьбы с неугодными или мешавшими фигурами, просто именно исмаилитам-низаритам приписывалось каждое хоть сколько-нибудь значимое убийство в исламском мире, и именно к ним прилипло прозвище «ассасинов», в действительности обидное. Некоторые источники сообщают, что за 34 года правления Хасана было совершено всего 50 убийств. Мы до сих пор точно не знаем, какую роль сыграли исмаилиты в смерти могущественного визиря при дворе Сельджукидов — Низама ал-Мулка. Был ли он ликвидирован потому, что мешал их планам, или заказ на его убийство был сделан женой султана с согласия самого султана Малик-шаха? Смерть же Малик-шаха тоже вызывает вопросы: возможно, его отравили, но вот кто?

   Убийство Низам ал-Мулка исмаилитским фидаи, миниатюра из рукописи XIV века
Убийство Низам ал-Мулка исмаилитским фидаи, миниатюра из рукописи XIV века

Что об «Ассасины. Начало» думает историк

Стоит ли верить тому, что рассказывается об исмаилитах в сериале? Конечно, нет. Потому что в основе этой истории лежат те же легенды об исмаилитах-ассасинах, что и в рассказах Марко Поло. Сегодняшние исмаилиты-низариты — это современные люди, которые живут среди нас, ходят на работу, путешествуют и пьют кофе в Starbucks. 49-й имам исмаилитов-низаритов Ага-Хан IV призывает своих последователей стремиться к знанию, участвовать в волонтерских проектах и работать на благо того общества, в котором они живут. Исмаилиты проживают на всех континентах, резиденция исмаилитского имамата находится в Лиссабоне, есть большая община и в России. Лучше отделить исмаилитов от ассасинов и смотреть сериал как сказку, в которой все совпадения с реальной историей случайны.

Уже с первых эпизодов Хасан Саббах назначен главным злодеем, которому в детстве является некая мистическая женщина, готовая ему во всем помогать, если он выберет сторону тьмы. В другом видении эта женщина приводит его к мысли, что любое убийство оправдано ради цели. Постепенно Хасан утрачивает эмпатию, любовь и сострадание и не жалеет ни собственной жены, ни своих детей. Жестокость и готовность убивать, как ни странно, становится движущей силой любовных линий сериала. Например, юноша-воин из армии сельджуков отказывается жениться на своей любимой, пока не отомстит, и, судя по взгляду девушки, еще неизвестно, кто отомстит ассасинам первым — он или она.

Как востоковед, занимающийся наследием исмаилитов, я потеряла надежду на адекватное отражение истории этого исламского течения. Легенда об ассасинах давно живет своей жизнью и имеет мало общего с реальностью.

Сериал вызывает противоречивые чувства; с другой стороны, он расширяет границы познания и показывает многие известные факты с нового ракурса. Кто из российских зрителей не слышал имени Омара Хайяма? Но мало кто знает, что на своей родине он прославился в первую очередь как астроном и математик. Кто не читал в школе про крестоносцев? Но мало кто пытался представить, как их походы воспринимаются с другой, мусульманской стороны. Многие играли в игру Assassin’s Creed, но мало кто прочитал до конца статью об ассасинах в «Википедии». Сериал, безусловно, интересен сочетанием острого сюжета с возможностью подтолкнуть к самообразованию.

Смотрите «Ассасины. Начало» на Кинопоиске в Плюсе.

Фото: Unknown painter. An agent of the Ismailis fatally stabs Nizam al-Mulk, a Seljuk vizie, XIV cent © Topkapi Palace Museum; Le Caire. Mokattam, Mosquée Giyuschi [al-Juyushi], 1870-1875 © The New York Public Library; Ikat Fragment. Mid-11th century, found Egypt, Fustat, © The Metropolitan Museum of Art; Asasyni. Legendarni zabójcy w czasach krucjat © Wydawnictwo Poznańskie; Marco Polo. Livre des merveilles, 1254-1324 © Bibliothèque nationale de France, Assassin fortress of Alamut. Persian miniature, circa 1596 © Virginia Museum of Fine Arts, Richmond; Abdullâh Sultân. Shîrâz. Siège d'Alamût, 1438 © Bibliothèque nationale de France