Где: Москва, парк “Зарядье”
Адрес: ул. Варварка, домовладение 6, стр. 1
До: 26 мая 2024
На выставке представлены более 200 работ выпускников МГАХИ им. В.И. Сурикова ХХ-ХХI вв. За время своего существования институт подготовил более шести тысяч живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, реставраторов и искусствоведов.
Выставка обширная, работ много, все они в разных жанрах и техниках, поэтому всё зрителю априори понравиться не может. Я выбрала несколько работ, которые мне были особенно созвучны. Скажу сразу, что скульптура в этой экспозиции мне понравилась больше, чем живопись, но о ней в конце статьи.
Скоро Пасха, и картина Дмитрия Петрова как нельзя лучше передает и всеобщее ощущение бесконечной пасхальной радости и в то же время некой интимности происходящего. Это не случайно, ведь на картине изображены дети самого художника.
21 февраля 1613 года на Земском соборе государем всея Руси был избран Михаил Фёдорович Романов. Чуть позже по условиям перемирия с Польшей был освобождён из плена отец царя - патриарх Филарет. Из-за молодого возраста Михаила Фёдоровича главную роль в управлении государством принял на себя именно Филарет. В государственных грамотах того времени обыкновенно писали: «Государь царь и великий князь всея Руси Михаил Фёдорович и великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси ...»
Фёдор Никитич Романов был двоюродным братом царя Фёдора Иоанновича, и мог законно претендовать на престол. С приходом к власти Бориса Годунова ситуация изменилась: на Романовых был подан донос, в котором их обвиняли в умысле отравить царя. Фёдор Никитич и его жена были насильно пострижены в монахи под именами Филарета и Марфы, что должно было лишить их прав на престол. Но судьба распорядилась иначе. И вот этот момент принятия своей судьбы, принятия царствования как тяжелого бремени и отражен на картине Дмитрия Белюкина. Здесь и начало, и предчувствие трагического конца династии.
Иаков увидел однажды во сне таинственную лестницу от земли до неба. “… вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака (Быт.28:12-13)”. У этого сна много интерпретаций, одна из них, что лестница -прообраз Богоматери, через Нее Бог сошел на землю. И, конечно, это символ духовного восхождения, к которому каждый из нас должен стремиться. На картине Игоря Орлова Иаков из всех сил карабкается к Божественному свету. Заметили, что дом Иакова – это декорация как в театре: на заднем плане видно бревенчатые стены, а на переднем – стол, стулья и абажур, библейская сцена перенесена в русскую деревню.
Как это остроумно, и как реально, “выпукло” написано. Вам тоже кажется, что весь этот ансамбль вместе со шляпкой, перчатками и зонтиком висит в какой-то элегантной гардеробной?
Всем жителям мегаполиса необходимы остановки в пути.
Хочется верить, что это пророческая картина, что град наш стольный на веки вечные под покровом Богоматери.
Итак, в конце статьи – о скульптуре. Смотрите, какой чудесный диалог с Сальвадором Дали.
Скульптор Вячеслав Клыков запечатлел момент чуда, когда отроку Варфоломею явился старец. Несмотря на любовь к чтению, Варфоломею плохо давалась грамота, и он втайне часто молился, чтобы Бог помог ему в учении. Однажды отрок неожиданно встретил старца, который сам спросил, чего тот хочет. Варфоломей ответил, что более всего желал бы лучше учиться. Помолившись, старец дал отроку частицу просфоры со словами «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати Божия и разума Святого Писания». Произошло чудо, и юный Варфоломей обогнал по грамотности всех своих сверстников. Впоследствии Варфоломей примет постриг, мы его знаем как Преподобного Сергия Радонежского.
Всем, кто хоть раз был в Венеции во время наводнения (а явления так называемой высокой воды происходят в среднем 90—100 раз в год) вид такой девушки в сапогах знаком, а вот под ногами у нее, видимо, деревянные мостики, которые используют в Венеции во время высокой воды, но мне хочется думать, что это и аллегория постепенно уходящего под воду города, зыбкая поверхность, зыбкость бытия.
Владимир Цигаль размышляет о роли человека на земле. Первое, что возникло у меня в мыслях, когда я увидела эту скульптуру, это голос Анны Герман и ее знаменитая песня:
Земля, будь твердой,
Небо, чистым будь-
-Ребенок начал на Земле свой путь.
Идет хозяин завтрашнего дня-
-Носитель негасимого огня,
Так пусть его повсюду радость ждет:
-Ребенок по большой Земле идет!
Но как малое дитя моментально ломает новую игрушку, так и человек буквально ломает планету, посмотрите: под его пятой разверзается бездна.
Работа Николая Никогосяна, на мой взгляд, самая пронзительная на выставке.
Закончу той же мыслью, что была в начале статьи: работ много, они разные, каждый найдет что-то, что отзовется в его душе и будет приятно его глазам.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#паркЗарядье #ВыпускИсторияСуриковский #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты #кудапойтинамайскиепраздники