Пять минут до эфира. Диванчики в телевизионной студии очередного ток-шоу на одном из федеральных каналов заботливо расставлены так, чтобы гости из далекой деревушки могли без лишних усилий наорать друга на друга, а при удачном стечении обстоятельств и подраться, после чего, возможно, всеми вместе расплакаться, чтобы через какое-то время запустить вакханалию по новому кругу…
Такое, с позволения сказать, произведение обязательно должно носить максимально кричащее и одновременно столь же простое, можно даже сказать, примитивное название – что-то про женское и мужское или какое-то напутствие, мол, обсуждайте-обсуждайте, так все делают. Или же не все?
«Земля Эльзы» молодого автора Ярославы Пулинович структурно напоминает ток-шоу, есть даже перерывы на рекламную паузу и коронные фразы «ведущих» в духе «берегите себя и своих близких». Вот только не может быть у ток-шоу такого названия. Слишком сложно, слишком непонятно было бы для уставшего после рабочих будней обывателя.
Нет, все же на думающего зрителя был рассчитан показ в Воронежском театре драмы в рамках «Больших гастролей» коллег из Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева.
Ситуацию задают главные герои в исполнении заслуженных артистов России Татьяны Поповой и Михаила Корнилова: по сюжету, им давно за 70, но эти люди не познали любви до встречи друг с другом. Поэтому хочется туфельки на каблучке и розовое платье с бантом, поэтому хочется продать все и уехать в Париж или хотя бы в Анапу, поэтому можно даже угнать мотоцикл. Но что скажут люди вокруг? Многое. Через весь сюжет красной нитью проходит мысль: «Они всегда будут говорить».
К людям почтенного возраста в нашей стране почему-то порой относятся как к бесплатным и безотказным сиделкам для внуков, как к затворникам, которые должны безвылазно находиться дома, а главное — как к ресурсу, от которого можно получить, например, бесплатное жилье в наследство. О том, что во фразе «почтенный возраст» скрыт корень «почет» забывают при это напрочь.
Поэтому легко родная дочь может угрожать матери «дуркой» и тем, что отречется от неё, не задумываясь, что та тоже женщина, которая хочет обычного счастья. Главная героиня Эльза прожила жизнь с нелюбимым человеком: тот бил ее, оскорблял, не позволял ничего «лишнего» – ни красивого платья, ни конфет. Смерть мужа освобождает ее – как бы страшно это ни звучало. Ей больше не нужно бояться. И она пробует восполнить эмоции, построить отношения с человеком, который понимает и принимает ее.
Но в роли мужа-самодура начинает выступать общество, которому не нравится, что пожилой человек может высаживать газон и розы вместо овощей, может проводить вечера на чердаке, рассматривая звезды, а не смотря те самые крикливые ток-шоу по телевизору.
Орловчанам удалось в, на первый взгляд, простой упаковке спрятать историю, которая заставляет чувствовать, заставляет думать, даже если вам еще далеко до 70 лет. Думать о том, что в любой ситуации нужно жить. Жить честно, жить ярко, жить, полагаясь на собственное мнение, а не на суждения вокруг. Финал «Земли Эльзы», как и полагается в ток-шоу, открытый, он либо крайне мрачный, либо наоборот – крайне многообещающий. Какой выбирать – решать зрителю. Только нужно поспешить, не ждите 70-летия.
Виктор Левшаков