«Мастер и Маргарита» в театре на Юго-Западе идет с 1993 года. В чем его секрет?
Наверное, для 1993 года он очень прогрессивен.
Во-первых, полностью отсутствуют декорации: есть только железные прямоугольники по периметру сцены, которые, когда по ним бьют актеры, издают звуки, похожие на раскаты грома.
Во-вторых, смелость в костюмах, от которой веет свободным духом 90-ых – свита Воланда в жилетках на голое тело, Гелла в одном болеро, а сцена бала чем-то напоминает центральный эпизод фильма «С широко закрытыми глазами».
В-третьих, в постановке много комических сцен в которых задействовано большое количество актеров и за которыми интересно наблюдать.
Но как будто в 2024 году этого недостаточно. Иногда занимательности приносится в жертву внутреннее содержание произведения. Так, на безусловно эффектного, но второстепенного Варенуху выделено больше времени, чем на всю линию Мастера с Маргаритой.
Но я, как зритель, была рада такой замене потому что Мастер и Маргарита жутко скучные. Они как-то смазано появляются к концу первого акта, и создается впечатление, будто появяляются они только чтобы оправдать название постановки и выполнить формальную функцию продвижения сюжета. Им невозможно сочувствовать, потому что «химии» между актерами нет. Маргарита, кажется, играет Маргариту со времен премьеры и выглядит не как возлюбленная Мастера, а как его бабушка, готовящая завтраки и уверенная в гениальности своего внука.
Возможно, это проблема режиссерского видения, но мне как зрителю показался неестественным надрыв почти у всех актеров.
У Булгакова от сцен с Иешуа и прокутором веет величием, здесь же – смотреть их то ли смешно, то ли стыдно. Несомненно, что у Булгакова образ Иисуса приобретает новое прочтение, но здесь он выглядит как какой-то помешанный, не обладающий внутренней силой, которая в оригинальном тексте чувствуется(хороводы вокруг Понтия Пилата в попытке вылечить головную боль выглядят очень нелепо). Первый акт заканчивается сценой распятия. Я не понимаю, как можно решиться показывать распятие на маленькой сцене в душном зале, не имея достаточных ресурсов.
Большая часть костюмов создает впечатление будто это не спектакль в театре, а студенческая постановка. Потому что у Понтия Пилата, который стоит в тоге(причем жутко мятой) вместо сандалий мокасины из змеиной кожи(и почему я это заметила с предпоследнего ряда?..), потому что актер играет в одних и тех же армейских сапогах и Стиву Облонского, и Бегемота. Почему полет Маргариты над городом выглядит примерно так же, как выглядят дети, которые бегают по квартире, представляя будто простыня это крылья?
Спектакль смотреть скучно, потому что он – просто пересказ текста, без какой бы то ни было интерпретации. Если я захочу узнать краткое содержание – прочитаю брифли, если захочу посмотреть – есть чудесных балет в Большом, фильм (и еще в планах «Мастер и Маргарита» в театре Наций). Спектакль идет 4 часа, плюс дорога и сборы, получается примерно 7 часов, а за это время можно прочитать значительную часть книги