Найти в Дзене

Александровский Дворец. Место, наполненное семейным теплом и уютом.

Когда говорят о Царском Селе, чаще всего представляется Екатерининский Дворец с его обилием позолоты и, конечно, знаменитой Янтарной комнатой.

Но что, если я скажу, что в Царском Селе не один, а целых 2 дворца. Они разительно отличаются, но в то же время будто дополняют друг друга. Какой же второй? Александровский!

Александровский дворец. Источник: travelask.ru
Александровский дворец. Источник: travelask.ru

История его начинается в далеком 1792 году. Тогда любящая бабушка, а по совместительству Императрица Всероссийская Екатерина Великая, отдала распоряжение построить дворец к бракосочетанию любимого внука, великого князя Александр Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной (принцессой Луизой-Марией Августой).

Конте А., Портрет императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны, Государственный Эрмитаж
Конте А., Портрет императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны, Государственный Эрмитаж

Новый Царскосельский дворец (такое название было первым) заложили напротив Екатерининского. Свадьба состоялась 28 сентября 1793 года, а вот дворец завершили в мае 1796 года, в последний год правления и жизни Императрицы. Екатерина успела увидеть прекрасный результат и даже дала последние наставления по устройству внутренних покоев.

Лампи И.-Б. Ст., Портрет Екатерины II, Государственный Эрмитаж
Лампи И.-Б. Ст., Портрет Екатерины II, Государственный Эрмитаж

Стройка длилась неполных четыре года – крайне быстро по меркам XVIII века. И 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец.

Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

Чернецов Н. Г., Вид Александровского дворца в Царском селе, 1839 год, Источник: www.spbmuzei.ru
Чернецов Н. Г., Вид Александровского дворца в Царском селе, 1839 год, Источник: www.spbmuzei.ru

Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Джакомо Кваренги. Но все же руководил работами зодчий Петр Васильевич Неелов.

Неизвестный художник, Портрет архитектора Джакомо Кваренги, Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник, Портрет архитектора Джакомо Кваренги, Государственный Эрмитаж

Конечно, интерьеры дворца с годами менялись. И здесь мы можем называть таких известных зодчих как: Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.

Залы Парадной анфилады, облицованные искусственным мрамором, располагались вдоль садового фасада дворца. В центре анфилады находился зал, разделенный на три части широкими арками. Средняя его часть получила название Полукруглого зала, к которому с восточной стороны примыкал Портретный, а с западной — Бильярдный зал (или Мраморная гостиная). С левой стороны Парадную анфиладу замыкал Зал с горкой, из которого можно было пройти в помещения Библотеки и далее — в Угловую гостиную; в правом углу при последних владельцах находилась дворцовая Церковь (при Николае I — Опочивальня). В правом флигеле дворца располагались Концертный зал, непосредственно примыкавший к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат.

После вступления на престол в 1801 году Александр I чаще посещал в Царском Селе не бабушкин подарок, а ее собственные старые покои, где прошли его ранние годы, то есть Екатерининский Дворец. А тот, который получил его имя, монарх отдал младшему брату Николаю Павловичу.

Доу Дж., Портрет императора Николая I, Государственный Русский Музей
Доу Дж., Портрет императора Николая I, Государственный Русский Музей

Великий князь, а в будущем Император Николай I, брат Александра I, с большим удовольствием проводил здесь время. Он любил Царское Село и проводил в нем много времени с семьей. Они предпочитали простой уклад загородной жизни и всей семьей жили в Александровском дворце, а официальные приемы и балы проводили в Екатерининском. При нем интерьеры дворца претерпели значительные изменения. Но, после смерти дочери Николая I, великой княжны Александры Николаевны (Адини), император с семьей все реже стал появляться здесь, где каждый уголок напоминал об огромной утрате. После кончины Николая I вдовствующая Императрица Александра Федоровна предпочитала жить именно здесь с 1855 по 1860 года.

Винтерхальтер Ф.К., Портрет императрицы Александры Федоровны, Государственный Эрмитаж
Винтерхальтер Ф.К., Портрет императрицы Александры Федоровны, Государственный Эрмитаж

Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией (его апартаменты располагались в левом крыле здания). После женитьбы великого князя Александра Александровича на датской принцессе Дагмар (в крещении - Марии Федоровне) дворец достается супружеской чете. Но, когда Александр III стал Императором, из летних дворцов он отдавал предпочтение Гатчинскому.

Александр III и Мария Фёдоровна, Источник: ru.wikipedia.org
Александр III и Мария Фёдоровна, Источник: ru.wikipedia.org

Но все же именно в Александровском дворце появился на свет наследник Престола Всероссийского, последний русский император Николай II, с именем которого и связана важная страница в истории Александровского Дворца.

Фотограф Левицкий С.Л., Портрет цесаревича Николая Александровича, Государственный Эрмитаж
Фотограф Левицкий С.Л., Портрет цесаревича Николая Александровича, Государственный Эрмитаж

Великий князь Николай Александрович прикипел душой к уютному дворцу среди огромного парка и вскоре после коронации старался проводить здесь как можно больше времени.

При Николае II произошла перестройка некоторых комнат, была усовершенствована система отопления и водоснабжения. Летняя резиденция стала пригодна для круглогодичного проживания.

В неспокойное время после 1905 года Император, желая уберечь семью, решил переехать в Царское Село, где жил практически неотлучно. Именно здесь они чувствовали себя в безопасности под охраной офицеров.

Смотр войск у Александровского дворца, 1903 — 1908 года, 
Источник: www.spbmuzei.ru
Смотр войск у Александровского дворца, 1903 — 1908 года, Источник: www.spbmuzei.ru

В Александровском дворце императрица с детьми узнала об отречении супруга от престола. Сюда привезли арестованного Николая Александровича из Пскова.

В Александровском дворце семья Николая II находилась под длительным домашним арестом.

Николай II и приближенные за работой в саду. Царское Село, 1917 г. Источник: pravoslavie.ru
Николай II и приближенные за работой в саду. Царское Село, 1917 г. Источник: pravoslavie.ru

Именно из Александровского дворца в 1917 году, после длительного домашнего ареста, вся семья была отправлена в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где и была расстреляна. Последнюю ночь они провели, в буквальном смысле, «сидя на чемоданах». Уже было известно, что их куда-то вывезут, но никто не говорил, куда именно. Напоследок, уже сидя в машине, императрица перекрестила то ли своих бывших слуг то ли дворец. Больше сюда Романовы не вернулись.

Семья Николая II, Источник: travelask.ru
Семья Николая II, Источник: travelask.ru

Как только из Александровского дворца была вывезена царская семья, началась опись интерьеров. Решено было ни чего не разрушать и не перевозить, а сделать здесь выставку, посвященную жизни последнего русского императора. Не разрешали первое время даже пыль протирать. А вот первая группа посетителей прибыла во Дворец всего через пару часов после того, как из него была вывезена царская семья. Были показаны парадные залы, личные апартаменты императорской четы, коллекции произведений искусства, собранные Романовыми на протяжении многих поколений.

Музей просуществовал недолго. В скором времени у здания оказалось несколько владельцев. Левый флигель заняла структура НКВД под санаторий. В правой части на первом этаже в нескольких жилых комнатах устроили музей, а над ним – детдом.

Стремительное наступление фашистов к Ленинграду не позволило полностью эвакуировать музейные фонды. Удалось вывезти книги, люстры, фарфор, немного личных вещей царской семьи. Мебель осталась на месте.

В период оккупации музей Александровского дворца в Пушкине заняли немецкие и испанские части, устроив казармы. Александровский дворец служил зданием штаба для немецкого командования. Оттого само здание практически не пострадало. Перед дворцом фашисты устроили кладбище для своих офицеров. На могилах они устанавливали березовые кресты и изгороди.

Александровский дворец в 1944 году.
Источник: www.spbmuzei.ru
Александровский дворец в 1944 году. Источник: www.spbmuzei.ru

Во время оккупации многие интерьеры были попорчены или разграблены, но все же в некоторых комнатах сохранились элементы отделки.

Вид Александровского дворца после оккупации. 
Источник: tzar.ru
Вид Александровского дворца после оккупации. Источник: tzar.ru

После освобождения Пушкина кровлю здания восстановили, а сам дворец был законсервирован. В 1949 году сюда перевезли Всесоюзный Пушкинский музей. К этому времени был восстановлен фасад здания и наименее пострадавшие во время войны залы. С 1951 года дворец был передан Министерству Обороны. На протяжении долгого времени здесь находились научно-исследовательские организации и училища. Территория дворца стала закрытой для посетителей, ученых и работников искусства. Стены с отделкой и даже паркет были бережно закрыты доской. Ни тяжелое оборудование, ни постоянное пребывание здесь работников не испортили того, что осталось от интерьеров.

План реставрации и реконструкции бельэтажа Александровского дворца. Источник: rodinananeve.ru
План реставрации и реконструкции бельэтажа Александровского дворца. Источник: rodinananeve.ru

В 1996 году был получен грант на Всемирного фонда памятников (WMF) на реставрационные работы. И уже в 1997 году в правом крыле дворца, где ранее находились покои императора Николая II и его жены, была открыта выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Здесь можно было увидеть сохранившиеся предметы интерьера и вещи самого императора и членов его семьи.

22 октября 2009 года дворец был передан в ведение Государственного музея-заповедника «Царское Село», а в июне 2010-го открыты для посещения три зала Парадной анфилады — Полуциркульный, Портретный и Бильярдный.

Реставрация Александровского дворца.
Источник: tzar.ru
Реставрация Александровского дворца. Источник: tzar.ru

В сентябре 2015 года Александровский дворец-музей был закрыт для посетителей на время проведения реставрационных работ, которые, впрочем, начались в здании уже в 2012-м.

Реставрация Александровского дворца. 
Источник: tzar.ru
Реставрация Александровского дворца. Источник: tzar.ru

В августе 2021 года состоялся ввод в эксплуатацию I очереди реставрационных работ, а также торжественное открытие экспозиции, охватывающей 13 интерьеров.

Так что сегодня у нас есть возможность прогуляться по такому домашнему дворцу со своей особенной уютной атмосферой дома, в котором жила семья, которая, уезжая, будто оставила там частичку своей души.

Так что же это за интерьеры?

Знакомство с интерьерами Александровского дворца начинается с Большой библиотеки. Согласно предвоенным музейным описям, в библиотечных залах дворца было почти 19 тысяч томов. Здесь были собраны книги лучших литераторов, а также книги разных тематик: от географии до религии. Большая часть книг тематически относилась к истории, богословию, политическим и социальным наукам, там были мемуары и художественная литература. Книги хранились в шкафах красного дерева стиля ампир. Оригинальная мебель в основном была утрачена. Но вначале 2000-х годов из Сената сюда перевезли ясеневые шкафы конца XIX века.

Большая Библиотека. 
Фото автора.
Большая Библиотека. Фото автора.

Рядом с Большой Библиотекой находится Малая Библиотека. Здесь отреставрировали отделку из искусственного мрамора, паркет, воссоздали книжные шкафы. Шкафы в Малой Библиотеке, из красного дерева стиля ампир, воссозданы из красного дерева по фрагментам, обнаруженными после немецкого отступления. Малая Библиотека иногда служила столовой. Здесь проходили обеды, завтраки семьи Николая II, праздновали Дни рождения членов царской семьи. В ней иногда проходили заседания Императорского исторического общества, которое возглавлял сам Николая II.

Малая Библиотека.
Фото автора.
Малая Библиотека. Фото автора.

Угловая гостиная первоначально была частью Парадной анфилады Александровского дворца, созданной Джакомо Кваренги в конце ХVIII века. Ее название связано с расположением гостиной в углу дворца. Во время перестройки дворца, начавшейся после восшествия на престол Николая II, она вошла в состав личных императорских апартаментов, но сохранила своей парадное назначение.

Угловая Гостиная.
Фото автора.
Угловая Гостиная. Фото автора.

Кленовая гостиная, оформленная в стиле модерн, полна цветочных мотивов. Она была местом отдыха государыни. В нем нет ни одной люстры. Все лампочки спрятаны за лепным карнизом. Огромная антресоль была любимым местом для рисования или рукоделия. Интерьер, включая большой круглый диван восстановлен полностью.

Кленовая гостиная.
Фото автора.
Кленовая гостиная. Фото автора.

Отделанная дорогим импортным деревом Палисандровая гостиная напоминала Императрице о немецкой родине: портреты родителей, картины с видами южной Германии. Именно здесь находился главный дворцовый телефон, о которому семья разговаривала с Императором, когда он отсутствовал во дворце. Здесь императрице объявили и об аресте.

Палисандровая гостиная.
Фото автора.
Палисандровая гостиная. Фото автора.

Сиреневый кабинет носит такое название из-за необычного цвета французского шелка розово-лилового оттенка, которым обиты стены любимой комнаты Императрицы. Оформлением этого интерьера занимался Роман Мельцер. Согласно легенде, Императрица дала ему ветку сирени, своего любимого цветка, чтобы архитектор смог подобрать цветовую гамму для оформления помещения. Его сочетание с белой мебелью создавало радостное, приподнятое настроение. Комната, как и раньше, украшена живыми цветами. Здесь императрица отдыхала за чтением, а все семейство собиралось на утренний кофе, вечерний чай и за настольными играми. Таким образом, в начале XX века это помещение олицетворяло уют домашнего очага.

Сиреневый кабинет.
Фото автора.
Сиреневый кабинет. Фото автора.

Пройдя через Палисандровую гостиную и Сиреневый кабинет, можно попасть в Опочивальню, отличительной особенностью которой является текстильное убранство, выполненное из чинца – вощеной хлопковой ткани. В алькове - две небольшие металлические кровати, сдвинутые вместе. Стены спальни были сплошь завешаны иконами – подарки родственников, а также подношения общин, войсковых частей и отдельных лиц. Общее их число достигало 700. По старинным фотографиям подобраны иконы, схожие с утраченными оригиналами по сюжету и размеру.

Опочивальня.
Фото автора.
Опочивальня. Фото автора.

В Парадном кабинете Николая II по сохранившимся фотографиям воссоздана деловая обстановка. Круглый стол, одно из кресел, стул, часть фарфоровых датских статуэток, картин и книг – подлинные. Портьерные ткани с гиацинтами по имевшемуся образцу изготовлены в Швейцарии.

Парадный кабинет Никалая II.
Фото автора.
Парадный кабинет Никалая II. Фото автора.

Ванной комнате императора с бассейном, горячей и холодной водой, оформленной в мавританском стиле «повезло». В советское время чашу закрыли половыми досками, стены заштукатурили и покрасили, превратив в обычное выставочное помещение. В результате расчистки наслоений обнаружились большие фрагменты кафельного покрытия бассейна и метлахской плитки, поэтому отделку потолков, стен, каминов, водной чаши возродили в первоначальном виде. Восстановили также деревянные перегородки и турник.

Ванная комната в мавританском стиле.
Фото автора.
Ванная комната в мавританском стиле. Фото автора.

Зал с горкой получил название благодаря своему главному композиционному элементу: в 1833 году по повелению Николая I и императрицы Александры Фёдоровны здесь установили привезенную из Аничкова дворца катальную горку, которую подарила императорским детям бабушка – вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Дети императорской четы скатывались с горки на ковриках. Горка, претерпев ремонт в 1843 году, находилась в зале почти сто лет, до 1941 года. В феврале 2023 года Зал с горкой вошел в основной экскурсионный маршрут.

Зал с горкой.
Фото автора.
Зал с горкой. Фото автора.

Когда вы проходитесь по залам Александровского дворца, чувствуете себя больше в гостях у императорской семьи, чем на великосветском приеме. Такой этот дворец уютный и спокойный.

А вы уже успели побывать в Александровском Дворце? Почувствовали его особенную "семейную" атмосферу?