Знакомая недавно рассказывала случай. Обратилась к другу. Попросила её с ребенком подбросить до больницы. Друг сказал: "Конечно!", а когда довёз, стребовал 500 рублей. И теперь, внимание, вопрос. А друг ли это?
У меня в свою очередь есть более занимательная история. Рассказываю.
Наш коллектив регулярно ездит в другие города с выступлениями. Обычно мы берём трансфер с водителем. Перевозчиков на выбор хватает. Заработать никто не против. Однажды на горизонте появился Михаил. Он имел хороший водительский стаж. Когда я озвучил, сколько готов платить за услугу, Миша тут же дал согласие. Было видно, что человек очень обрадовался свалившейся подработке.
Пару слов о Михаиле. Его типаж хорошо вписывается в понятие добродушного толстяка. При первой встрече я ему дал на вид не меньше 50. Когда узнал, что Миша моложе меня, то искренне удивился. Я на его фоне выглядел зеленым юнцом.
Что особенно отличало водителя Михаила, так это его радушие. При любой погоде, в любое время суток Мишаня встречал меня широкой улыбкой. Казалось, что нет человека покладистее и милее. Мы довольно быстро перешли на ты, и вскоре я отдавал ему все заказы, совсем забыв про других водителей. Спустя 4 месяца стало складываться ощущение приятельских отношений. Я какое-то время думал, звать ли его к себе на День рождения или нет. Потом решил, а почему бы нет. Пригласил.
Обычно я отмечаю день рождения в кругу семьи. В этот раз сделал исключение, собрав в ресторане не только родных, но также друзей и коллег по работе. Михаил пришел с женой. Все от души были угощены. Никто ни в чем себе не отказывал.
Спустя неделю состоялась наша очередная поездка. Я не буду вдаваться в подробности. Скажу только основные детали. Ехать надо было далеко. Из-за форс-мажора мероприятие отменилось. К тому моменту мы проехали две трети пути. Организаторы наотрез отказались компенсировать затраты. В общем, я должен был Мише заплатить из своего кармана.
Я попросил у Михаила один день. Поездка вышла очень нервной. Нужно было успокоиться и прийти в себя. На следующее утро мною были произведены расчеты. Я учел километраж, время ожидания водителя, которое сократилось на 4 часа и подбил сумму. Водитель, услышав ее по телефону, воскликнул:
"Дружище, слушай. Не люблю я такие вопросы решать по телефону! Вот давай сглазу на глаз! Вот так, чтоб лица друг друга видеть. Надо встретиться. Я понимаю твою ситуацию. Конечно, неприятно. Хотел заработать, а в итоге в минус такой ушел. Но неужели ты думаешь, что мы с тобой не договоримся! Да брось, дружище. Все хорошо будет".
После разговора с водителем настроение мое улучшилось. Я начал прикидывать, как поступил бы на его месте сам или как поступили бы мои давнишние близкие друзья. Разговор был бы короткий. Давай за бензин, а остальное, как посчитаешь нужным. Случались похожие ситуации. Порой даже приходилось уговаривать друзей деньги взять.
Мы встретились с Мишей поздно вечером. Он вновь меня встретил лучезарной улыбкой. Сначала с его стороны прозвучали милые слова о дружбе и взаимовыручке, а потом... а потом он запросил с меня сумму, гораздо большую, чем я насчитал. При этом водитель продолжал широко улыбаться и похлопывать меня по плечу. Он явно был настроен не только с меня стребовать желаемую сумму, но и убедиться, что наше сотрудничество продолжится. Я попросил Мишу обосновать возросшую цену. С моей то стороны все четко было посчитано. С чего вдруг он просит больше.
На это Михаил игриво подмигнул и развел руки в стороны:
"Дружище! Ну я же тебя никогда не подводил! Да и, вообще, уступи. А то ведь даже как-то некрасиво получается с твоей стороны. Заставляешь меня под тебя прогибаться".
Начался противный мне торг. Я согласился накинуть больше того, что по честному насчитал. Миша начал просить еще 500 рублей сверху. Когда стало ясно, что я больше торговаться не намерен, водитель сказал:
"Ну ладно. Так уж и быть. Но пивом меня угостишь тогда при встрече, хорошо? Ну или, когда будет следующая работа, подкинешь мне сверху еще деньжат. Добро, дружище? Давай сейчас руки друг другу пожмем. Мы ведь договорились с тобой?"
Я пожал протянутую руку. Михаил радостный запрыгнул в машину и быстро уехал. Некоторое время на душе у меня было гадко. Потом минут сорок я гулял, размышлял, вспоминал своего деда. Он был простым советским человеком, который всех выручал. Помочь подлатать крышу? Обращайся к Дмитричу. Поднять фундамент садового домика? Снова Дмитрич. Да и знакомые деда, соседи по садоводческому товариществу отличались щедростью и безотказностью. Никто не норовил на соседе урвать денег, тем более, на друге или приятеле.
Через пару дней я в спокойном тоне сообщил Михаилу, что угощать пивом его не буду, да и работу предлагать тоже.
Мне, кажется, он обиделся.
Ну да. От точно обиделся. Даже не сомневаюсь.