Школа 877. В конце апреля 1982 года, в конце учебного дня, приоткрылась дверь класса:
— Можно? — это была старшая пионервожатая школы.
— Заходи, мы уже закончили, — доброжелательно отозвалась учительница.
— Ребята, нужно послать кого-то на слет пионеров города.
Члены совета дружины нашего класса подозрительно отвели глаза.
— Ну, я дала вам информацию для размышления. Уйду, а вы подумайте.
Активисты пошушукались и подошли ко мне:
— Мы тут подумали, может, ты от нас поедешь?
Я чуть не лопнула от нахлынувших чувств. Меня, на СЛЕТ? Вот это да! Значит, я чем-то достойна. Не серая мышка в классе, меня отметили. Вконец добило меня вручение Мандата — розовой картонки, где было напечатано:
" К борьбе за дело Коммунистической
партии Советского Союза будь готов!
МАНДАТ
тов. ....... .......
избран делегатом слета пионеров Красногвардейского района г. Москвы "Рапортуем тебе, комсомол"!
от дружины школы №......
Районный совет пионерской организации"
Я — делегат!!! Сразу, почему-то, вспомнилась Вера Марецкая в фильме "Член правительства", как она растерянно стояла на трибуне...
В назначенный день намочила под краном пионерский галстук, отгладила его горячим утюгом. Отгладила и одела школьную форму с накрахмаленным белым фартуком, повязала красный галстук и поехала в центральную школу нашего района. По дороге мне казалось, что пассажиры автобуса на меня смотрят и знают, что я не просто так катаюсь, а с особой миссией!
Школа, где должен был проходить пионерский слет, поразила — просторная, с большим зимним садом. На ее территории располагался большой стадион с трибунами. В фойе толпились школьники в красных галстуках с ручками и тетрадками в руках (наверное, будут речь конспектировать?):
— Номер школы? — спрашивали каждого, чтобы разобраться в стопке бумаг.
— Фамилия, имя? Проходи.
Огляделась — что-то непохоже, что собрались лучшие из лучших. Какие-то несерьезные балбесы вокруг. Болтали себе, смеялись, мальчишки подзатыльники друг другу раздавали. Вскоре нас отправили на трибуны стадиона. Торжественно внесли знамена. Вышли ораторы:
— Дорогие ребята! Приветствуем вас на слете .... — и дальше пошла монотонная читка с листа о достижениях, о построении развитого социализма, тяжелой ситуации в мире, задачах подрастающей смены.
Я приготовилась внимательно слушать. Но кроме меня этого никто не собирался делать. Все переговаривались, играли в крестики-нолики в прихваченных тетрадках, рисовали рожицы. Видно, что народ пришел подготовленный. И я расслабилась.
Не помню, что еще и как долго говорилось у микрофона. Только помню, как замерзла, отсидела зад, проголодалась и только ждала, когда нас выпустят на волю.
Стало теперь понятно, почему на слет неохота было ехать нашим "членам". Вернулась разочарованной. Это было мое первое столкновение с формализмом, с ненужными надуманными мероприятиями. Подумалось тогда: "Эх! Лучше бы отправили негров в Африке спасать или помогать кубинским революционерам. Ну, хотя бы ветеранам дрова на зиму нарубить..."
26.04.2024