В Европе мало кто готов сказать слово "мир", все твердят только об оружии, заявила в интервью PL словацкий депутат Европарламента Катарина Рот Неведялова. Она назвала болтовней и бессмыслицей разговоры о необходимости победить Россию. Нужно взглянуть правде в глаза, считает политик.
"Европейский Союз образовался как шаг к миру после Второй мировой войны, и это очень похвально. Сегодня же меня расстраивает, что ЕС постоянно стимулирует вооружение. Мало кто готов сказать слово "мир", и все твердят только об оружии", — заявила словацкий депутат Европейского парламента от партии социал-демократов SMER Катарина Рот Неведялова, которая работает в комитете по сельскому хозяйству и развитию села.
Parlamentní listy: Европейский парламент утвердил новый миграционный пакт. Вы его приветствуете?
Катарина Рот Неведялова: Дискуссия о миграционной политике ведется уже более десяти лет. Результат, к которому мы пришли, на мой взгляд, весьма скромный. С самого начала мы говорили о том, что нужно защищать границы и проверять на них мигрантов, которые следуют в Европейский Союз. Мы должны располагать полной информацией и отличать экономических мигрантов от беженцев, которые бегут от боевых действий где-нибудь и обладают согласно международным нормам правом на убежище. (…)
Сегодня нам предлагают норму, в которую включены правильные вещи, например, защита границ, помощь Европейскому агентству пограничной и береговой охраны и решение конфликтов на месте. Но нам не нравится так называемая обязательная солидарность. (…) Но не каждая страна способна принять много мигрантов. В такие страны, как Словакия, мигранты прибывают как в перевалочный пункт. И такие страны, как наша, могут по-своему проявлять солидарность. Мы отправляем на южную границу Европейского Союза солдат, полицейских и гуманитарную помощь. Но сегодня мы оказались в ситуации, когда в Словакии проживают около ста пятидесяти тысяч мигрантов с Украины.
— Не оказалась ли из-за этого Словакия, в непосредственно близости от которой разворачивается вооруженный конфликт на Украине, меж двух "миграционных" огней?
— Несомненно. Это показательный пример того, насколько целесообразна гибкая солидарность. Украинцы не только едут транзитом через нашу страну, но и остаются в ней. Зачастую это беженцы, бегущие от боевых действий, которые собираются вернуться, и мы для них первая безопасная страна. (…)
Мы приняли массу людей с Украины и не видим в этом проблемы, не смотрим на это негативно. Мы готовы помогать сообразно европейской солидарности, в отличие от стран Западной Европы, которые только рассуждают о том, как нужно помогать Украине и отправлять туда оружие. (…)
— Кажется, вы слишком оптимистично смотрите на помощь Украине и беженцам оттуда в вашей стране. Насколько мне известно, и как свидетельствуют некоторые опросы, словаки в большей мере симпатизируют России…
— На мой взгляд, неправильно понята ситуация в целом. Вопрос беженцев с Украины, например, практически не фигурировал во время предвыборной парламентской кампании. Мы никогда не выступали против того, чтобы помогать этим людям. (…) Сложная экономическая ситуация Словакии не связана с притоком беженцев с Украины. Это результат конфликта. Скажем, сегодня Европейский Союз захлестывает бесконтрольный поток продукции, которая создает проблемы нашим фермерам и перевозчикам. Кроме того, нас резко отрезали от российской нефти и газа, и это большая проблема. (…)
— Премьер-министр Чешской Республики Петр Фиала устраивает закупки боеприпасов для Украины за рубежом. Ваш премьер Роберт Фицо заявил, что Словакия не будет поставлять туда никакого оружия. Почему?
— Европейский Союз образовался как шаг к миру после Второй мировой войны, и это очень похвально. Сегодня же меня расстраивает, что ЕС постоянно стимулирует вооружение. Мало кто готов сказать слово "мир", и все твердят только об оружии. Думаю, институт Европейского Союза предназначен не для этого. Словакия решила, что не будет поддерживать отправку оружия и всеобщее вооружение. Вы, то есть Чешская Республика, приняли иное решение, и это ваше суверенное право. Мы оказываем гуманитарную помощь и хотим участвовать в восстановлении Украины. Мы поддерживаем невоенные решения.
Недавно проходило совместное заседание словацкого и украинского правительства в Восточной Словакии, где речь шла о конкретных проектах, открывающих возможности для сотрудничества. Мы делаем, что можем. (…)
— Как вы относитесь к тезису о том, что на Украине ведется борьба за демократию в Европе, и если проиграть там, то Россия накинется на Европу?
— Это ужасно нелепая идея. Я бы даже сказала пошлая. Украинцы не воюют за Европу. Это конфликт между Россией и Украиной, и так его и стоит воспринимать. Чем обернется победа России на Украине? Все говорят о поражении и победе, а должны говорить о том, как привести стороны за стол переговоров. Нужно добиваться прекращения убийств.
Если наша цель, то есть Европейского Союза, победить Россию, как многие о том болтают, то что это значит? Это бессмыслица. Нужен мирный договор. Что будет считаться победой? Если Россия развалится на куски, как когда-то Германия? Никто об этом не говорит. Получается, все это лишь пространные политические рассуждения. И ими злоупотребляют в политических кампаниях. Мы никогда не поддерживали Россию и осудили нападение на Украину. Но нужно взглянуть правде в глаза.