Школа раздражает своей несправедливостью. Именно поэтому туда опасно ходить. Даже если ты ничего плохого не делаешь, то тебя в любой момент могут обвинить в чём-то, наказать без всякой вины, опозорить перед всеми, поставить плохую оценку. Предотвратить это невозможно!
Я хочу поговорить о "двойках" всему классу. Есть такой приём у учителей. Суть его следующая: когда один или несколько учеников шумят на уроке, балуются, плохо себя ведут и, в результате, срывают урок, учитель говорит ребятам: "Я всему классу ставлю "два" из-за Иванова и Петрова!"
Для чего учитель это делает - очевидно и ясно. Так педагог натравливает класс на нарушителей дисциплины. Предполагается, что одноклассники соберутся вместе, сделают товарищеский суд и заставят этих озорников вести себя на уроках хорошо. Это в лучшем случае! А в худшем случае, ученики примут более жёсткие меры. Ведь все пострадали от этих бессовестных нарушителей покоя, весь класс получил "двойки" из-за их поведения.
Но не тут-то было! У учеников возникает ненависть не к одноклассникам, а к учителю. В этой ситуации они обвиняют именно учителя: "Чокнутый, ненормальный, тупой!" Одноклассников, которые сорвали урок, как ни странно, они не осуждают. Во-первых, это может случиться с каждым учеником. А во-вторых, дети, положа руку на сердце, любят таких местных хулиганчиков, которые отвлекают учителя, делают уроки весёлыми, а заодно и дают возможность другим ребятам немного отдохнуть. Дети сильно обижаются на несправедливость именно со стороны взрослых!
Как-то раз мы с мамой смотрели старые фотографии 60-х годов. На тот момент маме было уже семьдесят лет. Мы нашли фотографию её класса, где были ученики и несколько учителей. Мама заинтересовалась, остановилась на этой фотографии, стала вспоминать, как кого зовут. Много лет ведь прошло! Мало кого она вспомнила! Мы посмотрели на учителей. Имя-отчество классного руководителя она вспомнила. Ещё кого-то вспомнила. И тут остановилась на фотографии учительницы истории и нахмурилась. Она ткнула пальцем в её лицо.
- Мы называли её историчка-истеричка! - сказала она. - Как-то у нас была проверочная работа по истории. Мы писали на листочках. Время вышло, все сдали листочки, а какой-то ученик продолжал писать. Тогда историчка психанула и порвала все наши работы. Мне было так обидно! Я ведь тогда всё написала!
Мама ещё раз посмотрела на фотографию этой "исторички-истерички" и с ненавистью сказала: "Вот cвoлoчь!"
Напоминаю, что на тот момент маме было уже семьдесят лет. А на фотографии она была с косичками и в пионерском галстуке. Дети всё помнят!
***
Когда я училась в школе, у меня тоже случались такие ситуации. Кто-то из одноклассников плохо себя вёл, а виноватыми делали целый класс. И тоже всем поставили "двойки".
Как-то после такого инцидента я обратилась к учительнице и спросила:
- Что я могла сделать, чтобы у меня не было "двойки"?
- Теперь уже ничего, - ответила учительница. - А вообще ты должна поговорить с Коровиным и Козловым, чтобы они так больше не делали.
- Я?
- Ну, вы все, - ответила учительница. - Это же ваш класс!
- Я с ними не общаюсь, - сказала я. - И вообще, я пришла в школу учиться.
- Ничего не могу поделать. Один за всех, и все за одного! - ответила учительница.
Я видела, что учительница хотела поскорее закончить этот разговор.
И это хорошо, что мои родители понимали меня и верили мне. А каково тем ребятам, которым родители не верят? Их родители ведь подумают, что дети на самом деле получили "двойки"! Как это всё несправедливо!
***
В старших классах я вообще перестала интересоваться оценками. Даже и смотреть не хотела! Так мне было спокойнее. Я поняла, что если думать об оценках, то можно сойти с ума. Когда учителя спрашивали: "Хочешь узнать свою оценку за контрольную?" - я говорила: "Нет". Это был мой бунт против влияния учителей на мою жизнь. Я показывала им, что мне всё равно, что они обо мне думают и какие оценки ставят. Я учусь нормально. Учусь для себя. Программу прохожу. А их мнение меня вообще не интересует.
***
Однако, когда я стала взрослой и моя дочь Аня пошла в школу, а там учительница проделала ту же гадкую штуку, о которой я писала выше, тут я сразу пошла к директору и устроила там разгром. Сколько можно терпеть? И мама моя страдала, и я. Аня не будет терпеть!
Эта школа находилась прямо около нашего дома. Директор до сих здоровается со мной при встрече.
Продолжение будет в следующей главе. Но, слава богу, лёд тронулся!
Продолжение: