Сейчас я прохладно отношусь к этим цветным стеклянным зёрнышкам, но когда-то активно плели из бисера и я, и моя мама, и даже папа.
Моё увлечение бисером началось в начальной школе: однажды одноклассница показала мне крошечного скорпиончика, которого она сделала в кружке бисероплетения. Сам оранжевый, квадратный, с торчащими в разными стороны лапами и поднятым хвостом, две чёрные бисеринки обозначают глаза. Благодаря проволоке конечности держали форму, а их положение можно было менять. Когда вслед за скорпионом одноклассница показала плоское полотно высотой в семь бисерин, на котором другим цветом было выложено её имя, я впечатлилась ещё больше, ведь в теории можно было взять любую разбитую на клеточки картинку, даже схему для вышивки крестом или заставку с экрана мобильного телефона, и сплести её из бисера! На тот момент — действительно лишь в теории, потому что одинакового бисера было не найти, весь был разного размера. :D
Одноклассница поделилась бисером, научила плести скорпиона, я сама придумала каких-то простейших бабочек, а потом показала свои творения родителям и сообщила, что хочу заниматься этим рукоделием.
В 1998 году вышла книга Марины Ляукиной «Бисер. Основы художественного ремесла», и, когда работавшая в книжном магазине родственница узнала о моём увлечении, она подарила мне эту книгу. Впрочем, не только мне, потому что этим рукоделием загорелась и мама, а потом, глядя на нас, увлёкся и папа.
Сейчас понимаю, что эта книга бесподобна. В ней море иллюстраций и очень понятные схемы, огромное количество примеров браслетов, ожерелий и фигурок, в начале книги приведена историческая справка о бисере.
Я налегла на браслеты, и в школе на труде как-то сам собой образовался клуб бисероплетения с последующими продажами изделий друг другу. Но какие там деньги у младших школьников в конце 90-х? Самый дорогой браслет стоил пять рублей. Вот он, кстати.
Он был замкнутым, но порвался, у меня так и не дошли руки его починить. Но не беда: в этом году я распустила его и часть бисера пришила на осеннюю бискорню.
Что-то я придумывала и сама, но всё это продала или подарила. Например, неожиданно востребованным оказался простейший плоский браслет с нанизанными на него бисерными фигурками: ключиком, сердечком и т. п., на что хватило моей фантазии, эдакий браслет с шармами. Увидев его, другая моя одноклассница обратилась с просьбой: «Сплети мне такой же, заплачу любые деньги!». Было очень приятно, а любыми деньгами оказались те же пять рублей.
Вот ещё один сохранившийся браслет.
Раздобыть застёжки была та ещё задача, эта наверняка взята с каких-нибудь распустившихся бус.
Судя по оттенку бисера, ожерелье с ракушкой тоже сделала я, но я его не узнаю. 🤔
Главным своим достижением в бисероплетении считаю вот этот «кулон» с «цепочкой» по схеме из книги Ляукиной. Я не дочитала инструкцию и допустила ошибку: «цепочка» должна проходить сквозь четвертинки сердечка, а не быть отдельным элементом. По задумке автора, на «цепочку» можно повесить чьё-то фото и спрятать в сердечко. Моя конструкция оказалась нежизнеспособной, незакреплённый «кулон» не спадал, но мог, поэтому я его не носила, а только показывала. :D
В дальнейшем бисер встречался мне в нескольких вышивках крестом, но это мелочи. Наверное, было что-то ещё, сейчас уже невозможно вспомнить.
Тем временем мама сплела по книге двусторонний растягивающийся браслет, оплела бисером деревянную шкатулку (папа обработал «голые» места шкатулки выжигательным аппаратом) и несколько деревянных яиц, также по книге.
Первые яйца были оплетены сеточкой, потом она попробовала полное оплетение — по всей площади деревянной заготовки. Пару яиц у неё даже купили на работе.
Впоследствии она также вышила бисером небольшую картину «Гребнево. Церковь в усадьбе» от «Радуги бисера». Никто не знает, где сейчас эта работа.
Папе понравились яйца в мамином исполнении, он тоже начал оплетать их по схемам из книги и очень увлёкся. Особенно его вдохновило изображение храма в сине-голубых тонах с золотом, он сделал несколько копий. Мама любезно сфотографировала для этой записи сохранившиеся изделия.
Мы с мамой быстро переболели бисером, а папино увлечение уверенно росло. Он хранил бисер в круглых пластиковых коробках из-под катушек лески, у него набралась внушительная коллекция, хотя в то время, задолго до удобных интернет-магазинов и маркетплейсов, добывать бисер было нелегко.
Со временем папа начал придумывать собственные дизайны, например с гербом России и символикой «Спартака». Спартаковское яйцо он полностью придумал сам. С одной стороны фон у него красный, с другой — белый.
В случае с гербом он взял схему другого изделия, возможно, даже вышивки крестом, переработал под своё изделие, сплёл поясок и поехал с ним на Вернисаж подбирать деревянную заготовку подходящего размера. Фундаментальные работы!
Какие-то схемы папа рисовал по фотографиям готовых изделий и потом плёл по ним. Деревянное яйцо с иконой подарили друзья семьи, папа сам придумал, как его оплести. Подставка этого яйца вплетена в украшенное бисером яйцо и неотделима от него.
К остальным яйцам подставки плелись отдельно на разные лады. На фото ниже последняя подставка сделана по примеру двустороннего растягивающегося браслета, о котором я упоминала ранее.
Однажды на обложке другой книги по бисероплетению папа увидел яйцо в виде шапки Мономаха и загорелся им, но инструкция по оплетению была невнятной. Проект обещал быть сложным, так что несколько лет папа искал понятную инструкцию, но в итоге сам сообразил, как сплести это произведение искусства, и впоследствии подарил его друзьям.
В планах было сплести ещё одну «шапку», но помешал ряд трудностей, в частности не удалось найти подходящий бисер для «меха», да и зрение, как говорит папа, уже стало не то, и он отказался от этой затеи.
После масштабной серии яиц папа занялся деревцами, которые увидел однажды на витрине рукодельного магазина и решил повторить на свой манер. Основой в этом изделии служит медная проволока, она изображает ствол и ветви дерева, а зелёный бисер — это листва. Папа сделал как минимум три дерева, два поместил в ракушки, третьему добавил большие бусины — плоды. Мне очень нравится эта идея.
Немалую часть изделий родители раздали друзьям и родственникам, что-то удалось продать. И я туда же: шью и вышиваю, но почти ничего не оставляю себе, стремлюсь раздать, продаю. Только на память делаю фото и пишу посты в блог.
Когда в прошлом году я наводила порядок в очередном шкафу, то нашла своего первого скорпиона — крошечного, кривого, без двух лап, которые оторвались, когда поломалась удерживающая их проволока, — и выбросила его. 25 лет он мозолил мне глаза и мешал, я постоянно его перекладывала, и вот наконец решила, что он точно никогда не понадобится — а спустя полгода мне приходит идея этой записи, и я начинаю ностальгировать и скучать по этому скорпиону. (ノ_ <、) Даже не сфотографировала его. Моя вечная проблема: не могу ничего выбросить, потому что потом пожалею об этом. А отдать, продать изделие или подарить материалам новую жизнь — другое дело, тут моя душа спокойна.
Когда родители переехали, я упаковала все относящиеся к бисероплетению книги и материалы и отправила папе, но он больше не хочет этим заниматься, так что подарил всё увлечённым друзьям.
Моё нынешнее отношение к бисеру
Я устала от бисера ещё на этапе браслетов и ожерелий, но родители продолжали из него плести, и я словно плела вместе с ними, так что он страшно мне надоел концептуально. Моя первая мысль при виде бисера — «Опять бисер». Я вышила подбором несколько дизайнов от Mill Hill, но весь бисер в них заменила хлопковыми крестиками.
Если абстрагироваться от этой принципиальной стены неприятия, то бисер не нравится мне своим размером и неудобством в использовании. Неловким движением опрокинуть маленькую лёгкую ёмкость с бисером — проще простого. В последний раз я плела из него в ранней средней школе, но и по сей день иногда нахожу по углам комнаты затерявшиеся когда-то бисерины. В папиной комнате они попадаются вообще везде, от ящиков стола до коробок с инструментами. Когда я вышивала ягоды на «Летнем венке», то вроде бы ничего не уронила, но при изготовлении бискорню несколько бисерин всё же упали на пол и исчезли — чтобы вернуться через пару лет.
Вышивка бисером мне тоже не нравятся. В отличие от хлопкового мулине, у него очень ограниченная палитра, незаметные цветовые переходы не сделать, области разных цветов получаются контрастными — даже у «Золотых ручек» с их прекрасной проработкой. Вышивать нужно рядами, а не по символам, как крестики, и если где-то ошибся или решил заменить оттенок, то распарывать придётся всё вокруг. Сравните с вышитым крестиком, который можно просто сверху зашить другим цветом. А какие бисерные картины тяжёлые!
По-моему, бисер удачно смотрится в небольшом количестве на вышивке нитками. К примеру, у Надежды Григорьевой есть разработка: маленькая открытая баночка с красной икрой, на поверхности которой несколько икринок вышиваются крупным оранжевым бисером — точь-в-точь как икринки. (Не помню название дизайна и не могу его показать — почему-то я у неё в чёрном списке, так что мне нельзя ни почитать о её разработках, чтобы порекламировать, ни купить схему, а только со спокойной душой спиратить, отлично придумано.)
А у Freedom Needle среди мини-разработок есть болгарский перец в разрезе, зёрнышки которого изображают бледно-жёлтые бисерины. Красота!
В «Летнем венке» от «Панны» бисеринки повторяют рельеф ягод малины и ежевики, смотрится даже аппетитно. Не знаю, как ещё можно обыграть бисер, но должны быть и другие варианты. В конце концов, он красиво блестит и подойдёт для различных узоров и сэмплеров.
Однако если на вышивке нитками есть бисерные элементы, из неё уже не сделать ни подушку (лежать на ней будет неприятно), ни обложку тетради (будет неудобно писать, у обложки должна быть ровная поверхность), ни практичный кошелёк (бисер будет цепляться за всё в сумке, пока не оторвётся). Можно пристроить её на крышку коробки, на которую не будут ничего ставить, или на что-то декоративное вроде той же бискорню. Я не люблю чисто декоративные вещи, предпочитаю функциональные, а из бискорню получается неплохая игольница, бисер при этом не мешает, так как расположен по бокам, то есть тут я его принимаю. Может, со временем приму и в других изделиях.
Тем более что недавно я разобралась в безобразной коробке с бисером, бусинами и другими пришивными элементами, которые копились с самого детства: обязательно нужно пустить в дело хотя бы часть этих материалов.
Я даже знаю, куда можно применить белые бусины. Не так давно фирма «Кларт» выпустила набор с брошью в виде остроумного герба вышивальщицы, очень любопытный проект в разных техниках. Как-то раз мне попалось видео с созданием броши по набору, и помимо того, что всё оказалось чрезвычайно просто, я поняла, что у меня в запасах есть точно такая же ткань. «Кларт» принадлежит «Гамме», в наборы вкладывают одноимённые материалы (и не одноимённые, но выпускаемые «Гаммой»), то есть я уверена, что это бязь от «Гаммы» цвета «мурена». Металлик в запасах есть, фетр есть, застёжка есть, два цвета мулине подобрать проще простого — остаётся пришивной элемент в виде ножниц и бисер. Из любопытства я поискала похожий на сайте «Леонардо» и, как ни странно, нашла. В броши используется обычный круглый бисер и мелкий, более квадратный, если смотреть на него сбоку. В наборе написано, что весь бисер — TOHO, но один из них — явно «Гамма» цвета бежевый металлик. А мелкий и более квадратный, наверное, действительно TOHO, но подойдёт и Zlatka, если у него есть маленький калибр.
Я не собиралась делать эту брошь, но она сама уже почти делается. А ведь можно пойти дальше и смастерить по аналогии другой герб, например кулинара, где вместо ножниц на пяльцах — ложка в тарелке с супом, а вместо роз — на салфетке лежат пышные булочки. Будь у меня жёлтый или салатовый бисер, придумала бы вышитое блюдо из макарон или с горошком, а так я отталкиваюсь от китайских подвесок в виде ложек из моих запасов.
С тех пор, как я приобрела на AliExpress кубические бусины для кошелька с фермуаром, сайт неустанно подсовывает мне разного рода бисер, иногда я поддаюсь и захожу на него полюбоваться. Несмотря на то, что я не люблю работать с бисером, очень приятно смотреть на эти россыпи и на то, как на крошечных стеклянных поверхностях играет свет. Современный бисер бывает разной формы: круглый, рубленый, слегка оквадраченный; с добавкой перламутра или прокрашенной сердцевиной, один похож на конфеты, другой не отличить от чёрной игры… Даже самый дешёвый бисер сейчас вполне одинаковый по размеру и форме. И всё это так доступно.
Если мои родители умудрялись творить красоту в то время, когда оттенок бисера выбирался от противного из скромного ассортимента доступных, а в пакетике с одинаковой частотой попадались как ровные, так и тонкие или спаянные друг с другом бисерины, нередко с таким узким отверстием, что сквозь него не проходила бисерная игла, — то какие бы шедевры они создали, если бы занимались бисером сейчас!
Думаю об этом и ценю время, в которое живу и занимаюсь творчеством.