Много ли вы знаете государственных чиновников-миллионеров? Нет-нет, открытых миллионеров, чтобы все чинно-благородно и законно? Это же высший пилотаж, согласитесь. Вот, например, спикер Московской городской Думы Алексей Шапошников настолько был умен, что однажды задекларировал доход…почти в 2 млрд. рублей при этом ни дня не работав где-то, кроме государственной службы. Наш пациент не таков. Знакомьтесь: Максим Ликсутов – официально самый богатый чиновник Правительства Москвы.
Самый быстрый эстонец
Максим Ликсутов забавный человек. Родился он в Советской Эстонии, но, вопреки всеобщему стереотипу совсем не тормозной парень. В детстве занимался плаванием и достиг впечатляющих результатов. Был чемпионом в конце 80-х. Даже установил рекорд Гиннесса, проплыв в бассейне 100 километров, что в общем-то тоже его характеризует, не только, как человека не заторможенного, но еще и упорного. Представьте, сколько он сделал «туда-сюда» в бассейне и не устал за сотню километров. Практически так же стремительно он сделал карьеру, как в бизнесе, так и во власти.
Деньги Максим начал зарабатывать еще в Эстонии, умело перепродавая уголь из Кузбасса своим эстонским согражданам. Дела шли неплохо, со временем со своим партнером Сергеем Глинкой они организовали компанию WorldWide Invest для экспорта угля в страны Европы, кстати, одним из контрагентов которой был сын тогдашнего министра путей сообщений (ныне РЖД) Николая Аксененко. Аксененко в последствии стал фигурантом претензий прокураторы по поводу нецелевого расходования средств подведомственного ему государственного предприятия, но, мозгами пораскинув, решил скончаться в больнице города Мюнхен. Отсюда и прекрасные связи с с МПС, а позднее РЖД, которые открыли Ликсутову дорогу в светлое будущее.
Еще с конца 1990-х Ликсутов и Глинка вместе с поставщиками из «Кузбассразрезуголь» организовали компанию «Трансгрупп АС», где у эстонца было 25%. Компания получилась солидная, с внушительным парком грузовых вагонов, чем выгодно отличалась от конкурентов. В 2010 году «Трансгрупп» обладала 10 тысячами вагонов, а ежегодная выручка равнялась 900 млн долларов. С начала нулевых «Трансгрупп» принялась скупать производственные заводы, выпускавшие локомотивы и вагоны для железной дороги и метро, и уже в 2002-м Ликсутов организует фактически монополиста «Трансмашхолдинг», куда были включены почти все производители подвижного состава России. Через свои 25% в «Трансгрупп» Ликсутов входил в доли других компаний. До 2011 года он занимался оперативным управлением «Трансгрупп» и был членом совета директоров «Трансмашхолдинга».
Неплохо прокатился
Поворотным событием в жизни Максима Ликсутова стала дата 28 марта 2011 года. Именно в этот день он познакомился с Владимиром Путиным, в ту пору занимавшим должность премьер-министра. В тот далекий день вместе с Сергеем Собяниным и Владимиром Якуниным Ликсутов сопровождал премьера в поездке на новом аэроэкспрессе от Шереметьево до Белорусского вокзала. Путин очень высоко оценил преимущества нового способа проезда до аэропорта без пробок всего за каких-то полчаса. После этой поездки Ликсутов становится сначала советником Собянина по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а позднее в декабре этого же года становится начальником Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
И вот тут начинаются чудеса. Ну, просто ничем другим переход Максима Ликсутова с более, чем жирных должностей в «Трансмашхолдинге» на какую-то занюханную позицию начальника департамента в столичной мэрии объяснить нельзя. Есть еще, конечно, вариант, что пациент тронулся разумом, но Максим Станиславович не производит впечатление умалишенного. Также он не производит впечатление ярого альтруиста-энтузиаста, который пожертвует личным состоянием ради общественного блага, не для этого он с младых ногтей зарабатывал деньги. Представляете его доходы в компании почти с миллиардной выручкой в долларах? А вот как выглядит его антикоррупционная декларация после перехода на работу в госструктуру.
Развод и девичья фамилия
Не обращайте внимания на взрыв дохода в 2017 и 2020 годах. Там Максим Станиславович продавал недвижимость и транспорт, и это видно из падающих кривых рядом. Он прям не жалея живота, доходов и недвижимости отправился причинять пользу обществу. Тут ведь вот еще что: в 2013 году Ликсутов лишился самого дорого – верной жены. Правда злые языки утверждают, что развод был фиктивным, и таким образом Максим прятал свою аффилированность с прежними коммерческими структурами, которые стали получать значительно больше заказов от города, но на то они и злые языки, чтобы на энтузиаста поклепы наводить. А вот, что является непреложным фактом, что мама Максима Станиславовича – 72-х летняя пенсионерка Нина Ликсутова – в 2019 году стала совладелицей бизнеса по продаже одежды. У некоторых к старости развивается маразм, а вот у некоторых открываются бизнес-способности. Понимаем. Бывает. У талантливых детей – талантливые родители.
Тут только одна тонкость. Компания по торговле этой самой одежды, принадлежала до того, как 33 процента отошло Нине Ликсутовой, некоему Сергею Александрову. А тот в свою очередь – вот же бывают совпадения! – еще и владеет IT-компанией «Программный продукт», которая обслуживает тот самый департамент транспорта города Москвы и по совпадению начала выигрывать многомиллиардные тендеры.
А давайте знаете, что. Дабы не утомлять читателя, на этом прервемся. А продолжим рассказ про этого талантливого эстонца в следующих статьях. Согласитесь, он этого заслуживает. А там глядишь, и до Шапошникова руки дойдут, про которого в начале статьи упомянули. Люди ведь достойные.