Часто в театральных постановках и фильмах повторяется одна и та же история: сидишь, думаешь о вечном, а потом удача, как снег на голову, сама падает к тебе в руки. Звучит заманчиво, но не правдоподобно. Похоже на мечты о дальних родственниках, которые обязательно вспомнят именно о твоем существовании и подарят роскошный замок и конюшню на 150 голов.
Меня всегда смущали такие сюжетные повороты. По фабуле главные герои после «удачного стечения обстоятельств» чаще всего становятся теми, кого сами презирали. Фильм хочется сразу выключить, а со спектакля выйти на улицу. Но не в случае «Аристократов поневоле» — спектакля молодого столичного режиссера Сергея Дьячковского. В комедии, сделанной в лучших традициях неаполитанского театра, герои не изменились, хоть и нарядились в шикарные костюмы аристократов.
Привез в Воронеж забавный спектакль по пьесе итальянского драматурга Эдуардо Скарпетты Орловский государственный академический театр имени Тургенева. У Скарпетты был собственный театр, он сам писал пьесы, сам ставил и сам в них играл. В общем, человек-швейцарский нож, думаю, с такими навыками он хорошо бы вписался в современный мир.
О чем спектакль?
Молодой маркиз Эудженио мечтает жениться на балерине, дочери разбогатевшего повара Луиджино. Но из-за плохих отношений с отцом он не может получить благословение, тогда парень направляется в трущобы к двум нищим итальянским семьям, которые живут вместе и вечно ругаются. Молодой человек просит Феличе и Паскуале — глав семейств — сыграть роли его дяди и отца на ужине с тем самым поваром.
В одно мгновение происходит киношный прием «так сошлись звезды». Две семьи в рваных обносках, не платившие за жилье уже 5 месяцев и готовые сделать что угодно за тарелку макарон, быстро соглашаются на авантюру, когда узнают, что их просто покормят.
Зрители в зале наблюдают забавную сцену, где за одним столом сидят истинные аристократы и переодетые голодранцы, которые не понимают, как себя вести, но очень стараются. Важно, что спектакль не превращается в социальную драму, где нищие борются с несправедливым миром, а богатые их угнетают.
Аристократы ведут себя достойно и не выпячивают свои пожитки напоказ. Сами же бедняки не превращаются в зазнавшихся скупердяев. Наоборот, они по-своему благородны хозяевам и добры к ним. После множества курьезных и комичных сцен, которые местами заставляют зрителей надрывать животы от смеха, повар и его семья все-таки узнают о заговоре маркиза. Они относятся к нему с пониманием, а в финале все вообще остаются только в плюсе.
Любая деталь имеет значение
Хочется отметить работу художника-постановщика Полины Мищенко. Практически все сцены спектакля, иногда в прямом смысле, вертятся вокруг огромного стола. Герои постоянно находятся за столом, под ним, на нем и вокруг него. В доме в трущобах он большой, грубый и пустой. В особняке повара — белоснежный, на нем стоит серебряная посуда и еда.
Новая одежда героев, которые приехали из трущоб, специально «не сидит». Слишком яркие и нелепые костюмы показывают, как бедняки неуютно себя чувствуют в новом амплуа. Каждый выход артиста на сцену становится комедийным и неловким, как будто они сами себе ставят подножку, но каждый раз умело выходят из ситуации и не падают духом.
Елизавета Попова