В годы Великой Отечественной войны немало воинских соединений прошли славный боевой путь, отличились во многих сражениях на родной земле, освобождали страны Европы.
Гвардейскими знаменами, почетными наименованиями и орденами был отмечен ратный труд бойцов и командиров корпусов, дивизий и полков.
"Непромокаемая и непросыхаемая” дивизия
Достойное место в плеяде прославленных соединений заняла 72-ая (29-ая) гвардейская стрелковая Красноградская Краснознаменная дивизия, сформированная в 1942 году в Акмолинске и Караганде.
Ее боевой путь пролег от Сталинграда до Праги. За весь период войны дивизия ни разу не выводилась в тыл на отдых и пополнение.
Под Сталинградом вражеские солдаты называли ее «дикая сибирская», сами гвардейцы шутили, что их дивизия – «мимо-Харьковская, возле-Полтавская, около-Кременчугская, Непромокаемая, Непросыхаемая».
Тысячи ее командиров и красноармейцев удостоены орденов и медалей. 28 воинов стали Героями Советского Союза, трое – полными кавалерами ордена Славы.
Но в 72-ой гвардейской есть еще одна особенность, которую, похоже, не встретишь в историях других соединений и частей.
Так получилось, что в военное лихолетье в ней служили несколько человек, ставшие после войны известными писателями.
Михаил Алексеев – писатель из гвардейской дивизии
О знакомстве с творчеством одного из них рассказал в своей книге «Ратное поле» командир дивизии Герой Советского Союза Григорий Михайлович Баталов.
Во время обучения в военной академии имени М.В. Фрунзе, один из сокурсников – полковник, прошедший всю войну, спросил его, пришлось ли воевать на Курской дуге?
И услышав утвердительный ответ, предложил прочитать роман «Солдаты», в котором были описаны бои на южном фасе Курской дуги, как раз там, где сражался 229 гвардейский стрелковый полк под командованием тогда ещё майора Баталова.
Читая книгу, Григорий Михайлович с удивлением обнаружил, что автор с удивительной достоверностью рассказал о боях на реке Северский Донец, у села Маслова Пристань, в Шебекинском лесу, о тех боях, непосредственным участником которых довелось ему быть. Более того, некоторые персонажи своими характерами и поступками напоминали боевых товарищей фронтовика – командира дивизии А. Лосева, начальника политотдела Г. Денисова, начальника артиллерии Н. Павлова, командира артбатареи Н. Савченко и многих других командиров и красноармейцев.
Был среди героев романа персонаж, смутивший Григория Михайловича, – командир полка майор Баталин, правда, позже погибший на Южном Буге.
От сослуживцев Григорий Михайлович узнал, что автор романа – Михаил Алексеев – его однополчанин, воевавший под Сталинградом политруком и командиром минометной роты.
Под Белгородом стал заместителем командира артиллерийской батареи, а затем заместителем редактора дивизионной газеты «Советский богатырь».
С родной 72 гвардейской дивизией шел к Победе через Украину, Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию.
В силу различных обстоятельств личное знакомство генерала Г.М. Баталова и М.Н. Алексеева произошло спустя много лет в московской квартире писателя.
Тогда же генерал узнал, что под именем майора Баталина был выведен он – майор Баталов.
Подтверждением этого стала надпись на подаренном гостю экземпляре романа: «Г.М. Баталову – моему однополчанину, замечательному военачальнику, послужившему прототипом образа Баталина в этом первом моем произведении. На память, М. Алексеев».
Тогда же факт «гибели» майора в романе автор объяснил тем, что после тяжелого ранения Г.М. Баталова в одном из боев, у него не было никаких сведений о его судьбе.
Являясь одним из самых ярких представителей «лейтенантской прозы», Михаил Алексеев прожил долгую творческую жизнь, создал более 40 художественных произведений.
В стране и за рубежом известны его романы и повести «Вишневый омут», «Хлеб – имя существительное», «Карюха», «Ивушка неплакучая», «Драчуны».
Своей офицерской юности и фронтовому братству посвятил роман «Мой Сталинград», сборник новелл «Дивизионка» и сборник рассказов «Наш лейтенант».
Стихи в солдатской шинели. Олесь Гончар
Весной 1944 года 72-ая гвардейская дивизия стояла в обороне.
Как обычно в такой ситуации, прибывало и распределялось по частям и подразделениям пополнение, подвозились вооружение и боеприпасы, велась подготовка личного состава к предстоящим боям.
В редакции дивизионной многотиражки «страдал» ее редактор - майор Александр Залкиндер: два месяца без активных боевых действий повлияли на содержательность газеты.
Срочно нужен был материал - «гвоздь», как называл его редактор. Сотрудники побывали во многих подразделениях, обратились к политработникам, к внештатным авторам – нужного результата не было.
Кто-то случайно вспомнил о сержанте-минометчике из 222-го гвардейского полка, который пишет стихи на украинском языке. Его срочно вызвали в редакцию.
– Олесь Гончар, – представился он редактору и по просьбе последнего протянул свою записную книжку.
Стихи сержанта были о родном доме, о любви, о родной Украине, о ненависти к врагу. Прочитав лишь некоторые из них, Залкиндер приказал остановить печатную машину и набрать стихи Олеся на первой странице.
Приказ редактора не был отменен даже из-за отсутствия в наборе украинской буквы «i», которую смышленые сотрудники редакции заменили перевернутым восклицательным знаком.
С этого дня стихи Олеся Гончара стали появляться почти во всех номерах «Советского богатыря».
Полтора года спустя в одну из аудиторий Днепропетровского государственного университета вошел молодой человек в военной форме без погон.
Бывший старшина минометной роты 222-го гвардейского стрелкового ордена Ленина Краснознаменного полка Олесь Терентьевич Гончар прибыл для продолжения учебы, прерванной войной, на 4 курсе филологического факультета.
На выцветшей гимнастерке фронтовика – орден Красной Звезды, орден Славы, три (!) медали «За отвагу».
Через год, в 1946 году закончен университет и в этом же году в свет выходит книга «Альпы» – первая из трилогии «Знаменосцы».
К 1948 году завершены вторая и третья книги – «Голубой Дунай» и «Злата Прага».
Трилогия описывает события, соответствующие боевому пути Олеся Гончара, прибывшему в 72-ую гвардейскую дивизию после плена и побега из него (был такой факт в военной биографии Олега Терентьевича): Тыргу-Фрумосский укрепрайон – Ясский укрепрайон – Будапешт – Прага.
Трилогия была хорошо встречена читателями, критиками и властью – отмечена двумя Сталинскими премиями.
В 50-х годах Олесь Терентьевич в своем творчестве продолжит военную тематику, возглавит Союз писателей Украинской ССР, станет секретарем Союза писателей СССР.
В 60-х писатель создает произведения о современной жизни. В 1964 году за роман «Тронка» он будет удостоен Ленинской премии.
К шестидесятилетию ему будет присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Восемь произведений Олеся Терентьевича будут экранизированы.
Артиллерист, педагог, писатель Борис Изюмский
9 мая 1980 года. Город Белая Церковь Киевской области.
В военном городке 72-ой гвардейской стрелковой Красноградской Краснознаменной дивизии на торжества, посвященные Дню Победы, собрались ветераны прославленного соединения.
Среди гостей – красные следопыты из далекой Караганды. Эти ребята в пионерских галстуках были приглашены на праздник Советом ветеранов дивизии не галочки ради: несколько лет в Карагандинском городском Дворце пионеров и школьников поисковый штаб «Искатель» изучал боевой путь 72-ой гвардейской дивизии.
Ребята вели обширную переписку, собирали материалы о соединении, поддерживали тесные связи с ветеранами, проживающими в Караганде, а в апреле 1977 года открыли Зал боевой славы.
До начала праздника к красным следопытам подошел ветеран – на груди два ордена Отечественной войны, три Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда»:
– Здравствуйте, земляки! И представился: – Виноградов Тимофей Захарович, 155-й гвардейский артполк. Прошел войну от формирования полка до Победы.
Для ребят знакомство оказалось уникальным, ведь 155-й гвардейский артиллерийский Краснознаменный ордена Кутузова 3 степени полк (77 артполк до присвоения гвардейского звания) формировался в Караганде!
После серии взаимных вопросов, Тимофей Захарович вдруг, меняя тему, спросил: -Читали «Алые погоны»? А фильм смотрели?
Не дожидаясь ответа: -Пойдемте, познакомлю с автором! И подвел к мужчине, стоящему немного поодаль от основной группы участников праздника: -Вот он, автор – писатель Борис Васильевич Изюмский.
Борис Изюмский прибыл в Караганду в 1941 с назначением на должность пропагандиста 77-го артполка.
С первых дней включился в подготовку личного состава к предстоящим боям.
Уже знакомый нам Виноградов Т.З., в то время политрук батареи, в книге воспоминаний «Дорогое – навсегда» писал:
«Борис Васильевич, бывало, оставался в батарее на весь день. Это очень помогало мне.
Слушая его беседы, я учился методике их проведения, учился увязывать политические вопросы с жизнью и задачами батареи.
Иногда он проводил инструктажи агитаторов, редакторов боевых листков».
В апреле 1942 Изюмский в составе полка убыл на фронт. Воевал в составе дивизии до своего ранения в августе 42-го.
Затем госпиталь, новое назначение командиром стрелковой роты, снова два ранения и контузия.
В 1944 году направлен преподавателем истории, логики и психологии в Новочеркасское суворовское училище, в котором проработал семь лет.
В 1948 написал повесть о суворовцах «Алые погоны», по которому в 1953 году был снят фильм «Честь товарища», а в 1980 году вышел трехсерийный фильм «Алые погоны».
Будучи историком по образованию Борис Васильевич посвятил себя писательскому труду, из-под его пера вышло более двадцати произведений.
За роман «Плевенские редуты» об освобождении Болгарии во время русско-турецкой войны был награжден орденом «Кирилла и Мефодия».
“Наш Печорин” – Андрей Дубицкий
Андрей Дубицкий до войны окончил художественное училище, преподавал рисование и черчение в школах Акмолинска.
В декабре 1941 года зачислен рядовым саперного батальона 29 стрелковой дивизии.
За Сталинград награжден медалью «За отвагу», произведен в младшие лейтенанты и назначен ответственным секретарем дивизионной многотиражки «Советский богатырь».
Прошел с дивизией путь от Сталинграда до Праги.
М.Н. Алексеев в «Дивизионке» сделал несколько штрихов к портрету Андрея Федоровича.
«Познакомились. Я сделал это охотно. Дубицкий – без всякого воодушевления».
«Мне стало грустно. Готовый ко всему на свете, я все же был ошарашен тем, что услышал от Андрея».
«Что же касается Дубицкого, то он, кажется, и не собирался менять своего насмешливо-снисходительного тона».
«В течение нескольких дней Дубицкий пребывал в мрачном состоянии духа».
«Потомок сибирских казаков, с темным кучерявым чубом, нередко хваставшийся своей родословной, Андрей не отличался ни особой удалью, ни вообще широтой своей натуры.
Бережливый и скуповатый, он ревностно охранял свои личные вещицы: школьный пенал, в котором хранил карандаши и скальпель для резьбы на линолеуме (Андрей был и художником), котелок, кружку и ложку».
Собственно, и глава книги, посвященная Андрею Федоровичу, называлась «Наш Печорин».
Вместе с тем, никто из сотрудников газеты от водителя до редактора не могли представить газету без своего ответсекретаря.
Дубицкий жил работой: был автором статей и заметок, собирая материал на передовой у непосредственных участников боев;
при необходимости становился художником – готовил рисунки и гравюры;
писал стихи и, конечно, отвечал за все процессы при выпуске каждого номера газеты от его предварительного плана до верстки и сдачи материала в печать.
После войны старший лейтенант Дубицкий вернулся на родину, в Акмолинск.
Стал работать журналистом в местных газетах, писал очерки и рассказы, был членом Союза журналистов и редколлегии журнала «Нива».
Тема войны заняла особое место в творчестве Андрея Федоровича.
В 1970 году был издан его военно-исторический очерк «На грозовом ветру», посвященный боевому пути 72-ой гвардейской стрелковой Красноградской Краснознаменной дивизии, в 1978 – книга «Знойное междуречье».
В 1995 году за активную писательскую и журналистскую деятельность, значительный вклад в изучение истории Приишимья А.Ф. Дубицкому присвоено звание «Почетный гражданин города Акмолы».
Четыре воина, четыре писателя пронесли через всю жизнь верность Родине и фронтовому братству, правдиво рассказали своим творчеством о времени, вместившем себя горечь потерь и поражений, героизм и радость побед, веру в светлое будущее и дружбу наших народов, закаленную в боях Великой Отечественной