Продолжаем серию ежемесячных разборов пьес из цикла «Времена года», которую мы начали выпускать в январе. Цикл был написан П.И. Чайковским в 1876 году по заказу Николая Матвеевича Бернарда, издателя музыкального журнала «Нувеллист» и состоит из двенадцати пьес. Пьеса «Апрель. Подснежник» занимает четвертое место в цикле.
Ссылки на предыдущие разборы вы найдете в конце статьи.
О пьесе
Эту пьесу можно назвать трепетной. Чайковский очень чутко смог передать настроение расцветающей весны: волнение, созерцание пробуждающейся природы, радость. В качестве эпиграфа были выбраны строки из стихотворения «Весна» Аполлона Николаевича Майкова:
Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастье ином…
«Апрель» написан в Си-бемоль мажоре; в параллельной тональности (соль-миноре) написана пьеса «Март» – таким образом проявляется родство, близость этих пьес. Чайковский выбрал размер 6/8 для второго месяца весны, что добавляет легкости и танцевальности.
Как и другие пьесы этого цикла, «Апрель» написан в трехчастной форме. Давайте послушаем это произведение в исполнении Александра Малофеева.
Первая часть
С первых нот пьесы чувствуется волнение, врывается мелодия, состоящая из коротких, прерывистых фраз, устремленных вверх. Каждая новая фраза начинается выше, чем предыдущая, так композитор показывает желание и стремление к пробуждению. Фразы начинаются с затакта, добавляя волнения. Аккомпанемент дополняет образную картину, он изложен аккордами.
Важно заметить, что всегда первая, сильная доля пропускается, создавая ощущение легкости, приподнятости.
Эта фигура становится остинатной и повторяется на протяжении всей первой части. Таким образом, пьеса приобретает грациозный характер и ощущение кружения.
Вторая часть
Настроение в средней части не меняется, а вальсообразный характер усиливается. Остинатная фигура аккомпанемента сохраняется, а мелодия становится более легкой и воздушной. В ней появляются стремительно взлетающие пассажи.
Основная тема повторяется четыре раза подряд, что характерно для танцевальных жанров. В конце средней части в мелодии появляются широкие октавные нисходящие скачки, словно вздохи разочарования.
Третья часть
Третья часть – реприза, возвращается материал первой части. После его проведения Чайковский ставит динамику pp (pianissimo), повторяя отдельные фразы из основной части. Постепенно диапазон мелодии сужается, аккомпанемент замирает, в итоге движение останавливается. Композитор оставляет ремарку: morendo si poco a poco, что переводится как «замирая мало-помалу». Музыка растворяется и плавно исчезает.
Таким образом, в пьесе «Апрель. Подснежник» Чайковский использует разные средства художественной выразительности для достижения единого целого.
Читать другие разборы:
Пьеса № 1: «Январь. У камелька»
Пьеса № 2: «Февраль. Масленица»
Пьеса №3: «Март. Песня жаворонка»