Найти тему
Музклассы.рф

Разбор произведения «Апрель. Подснежник» из цикла П. И. Чайковского «Времена года»

Оглавление

Продолжаем серию ежемесячных разборов пьес из цикла «Времена года», которую мы начали выпускать в январе. Цикл был написан П.И. Чайковским в 1876 году по заказу Николая Матвеевича Бернарда, издателя музыкального журнала «Нувеллист» и состоит из двенадцати пьес. Пьеса «Апрель. Подснежник» занимает четвертое место в цикле.

Ссылки на предыдущие разборы вы найдете в конце статьи.

Фрагмент картины «Подснежники» Станислава Юлиановича Жуковского, 1911 г.
Фрагмент картины «Подснежники» Станислава Юлиановича Жуковского, 1911 г.

О пьесе

Эту пьесу можно назвать трепетной. Чайковский очень чутко смог передать настроение расцветающей весны: волнение, созерцание пробуждающейся природы, радость. В качестве эпиграфа были выбраны строки из стихотворения «Весна» Аполлона Николаевича Майкова:

Голубенький чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы,

О счастье ином…

«Апрель» написан в Си-бемоль мажоре; в параллельной тональности (соль-миноре) написана пьеса «Март» – таким образом проявляется родство, близость этих пьес. Чайковский выбрал размер 6/8 для второго месяца весны, что добавляет легкости и танцевальности.

Как и другие пьесы этого цикла, «Апрель» написан в трехчастной форме. Давайте послушаем это произведение в исполнении Александра Малофеева.

Первая часть

С первых нот пьесы чувствуется волнение, врывается мелодия, состоящая из коротких, прерывистых фраз, устремленных вверх. Каждая новая фраза начинается выше, чем предыдущая, так композитор показывает желание и стремление к пробуждению. Фразы начинаются с затакта, добавляя волнения. Аккомпанемент дополняет образную картину, он изложен аккордами.

Важно заметить, что всегда первая, сильная доля пропускается, создавая ощущение легкости, приподнятости.

-2

Эта фигура становится остинатной и повторяется на протяжении всей первой части. Таким образом, пьеса приобретает грациозный характер и ощущение кружения.

Вторая часть

Настроение в средней части не меняется, а вальсообразный характер усиливается. Остинатная фигура аккомпанемента сохраняется, а мелодия становится более легкой и воздушной. В ней появляются стремительно взлетающие пассажи.

-3

Основная тема повторяется четыре раза подряд, что характерно для танцевальных жанров. В конце средней части в мелодии появляются широкие октавные нисходящие скачки, словно вздохи разочарования.

-4

Третья часть

Третья часть – реприза, возвращается материал первой части. После его проведения Чайковский ставит динамику pp (pianissimo), повторяя отдельные фразы из основной части. Постепенно диапазон мелодии сужается, аккомпанемент замирает, в итоге движение останавливается. Композитор оставляет ремарку: morendo si poco a poco, что переводится как «замирая мало-помалу». Музыка растворяется и плавно исчезает.

-5

Таким образом, в пьесе «Апрель. Подснежник» Чайковский использует разные средства художественной выразительности для достижения единого целого.

Читать другие разборы:

Пьеса № 1: «Январь. У камелька»

Пьеса № 2: «Февраль. Масленица»

Пьеса №3: «Март. Песня жаворонка»